Дополнительная образовательная программа по речевому развитию Логоритмика

1

Содержание
Раздел 1. Целевой _____________________________________________3
1.1. Пояснительная записка_______________________________________3
1.2. Цели и задачи______________________________________________3
1.3. Принципы образовательной деятельности_______________________4
1.4. Возрастные особенности_____________________________________5
1.5. Планируемые результаты____________________________________6
1.6.

Методы и приемы_________________________________________7

Раздел 2. Содержательный _____________________________________8
2.1. Учебно-тематический план___________________________________8
2.2. Основные направления работы _______________________________9
2.3 Содержание программы ____________________________________11
Раздел 3. Организационный___________________________________12
3.1.

Методическое обеспечение ________________________________ 12

3.2.

Материально-техническое обеспечение______________________ 13

3.3.

Педагогическая диагностика _______________________________13

3.4.

Взаимодействие с родителями_______________________________15

2

Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не
дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка
развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной
речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми,
отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с
мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными
ощущениями. Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М.
Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь
затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Развитием чувства ритма
рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме:
ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на
эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал,
учиться говорить правильно. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия
логоритмикой.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры,
упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые
движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры,
способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в
основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры
учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому
развитию детей.
В логоритмике выделяются два основных направления в работе с детьми. Первое
предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов
внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей. Эта работа включает
в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной
выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с
движением; формирование фонематического слуха.
Сроки реализации программы - 2 года 1 раз в неделю, 36 занятий в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой
работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к
детям.

1.2. Цели и задачи

Цель: развитие речи у детей младшего дошкольного возраста путем формирования и

коррекции психических функций ребенка через музыку и движение
Задачи:
Обучающие
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
Развивающие
3

- развивать дыхание;
- развивать голос;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты,
- развивать творческую фантазию и воображение.
Воспитывающие
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях
ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Оздоравливающие
- укреплять костно - мышечный аппарат;
- развивать дыхание;
- развивать координацию движений и моторные функций;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать ловкость, силу, выносливость.

1.3. Принципы образовательной деятельности

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели
воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности
самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие дошкольника, и в первую
очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность
ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном
и
социальном
мире
должно
быть
единым
и
целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное
знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью

которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть
некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими
«научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у
ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах
своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не
что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний
должна
быть
понятной
детям
и
принимаемой
ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или
в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки
и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы
4

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают
что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий
характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование,
лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты,
радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а
преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей
развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что
того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на
предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное,
«житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству,
т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в
ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей
самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.

1.4. Возрастные особенности

Младшая группа (4 год жизни).
На 4 – м году жизни ребенок имеет достаточный объем музыкально – слуховых
представлений. Имеющийся музыкальный опыт позволяет ему различать музыку первичных
жанров (песня, танец, марш).
В этом возрасте у детей проявляется большой интерес к пению и элементарному
музицированию. Их привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек.
Ребенок может различать не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и
динамику их звучания (тихое и громкое), и особенности темпа (быстрый, медленный).
Вследствие повышения двигательной активности появляются новые двигательные
возможности. Малыш может менять движения в связи со сменой характера музыки, но не
следует точности их выполнения. Ведь возможности малыша как в движениях под музыку, так и
в других видах музыкальной деятельности остаются небольшими.
Память в этом возрасте непроизвольная и характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно
связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что
запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое
внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на
другую.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Словарный запас зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего
развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с
ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и
ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что
отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть
особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой
оболочке языка.
Средняя группа (пятый год жизни).
В среднем дошкольном возрасте ребенок обладает определенной самостоятельностью и
достаточным объемом музыкально – слуховых и двигательных представлений. Умение понять
характер и настроение музыки вызывает у него желание самостоятельно заниматься
музыкальной деятельностью.
5

В среднем дошкольном возрасте особенно важно обучение детей технике пения,
движения, музицирования. Необходимо научить ребенка пользоваться имеющимися у него
средствами (голосом, телом, навыками игры на инструменте) для создания собственных
музыкальных образов, характеров, настроений. Полученный на занятиях музыкальный опыт
ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и
пении. Появление этих важнейших навыков свидетельствует о высоком уровне освоения
музыкальной культуры.
Одним из любимых видов деятельности ребенка 5 – го года жизни является слушание
музыки (как вокальной, так и инструментальной). Определенный слуховой опыт позволяет
ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Он начинает более внимательно
вслушиваться в музыку и способен замечать изменение средств музыкальной выразительности.
В этом возрасте ребенок по – прежнему проявляет большой интерес к пению. В пении он
осознанно использует как музыкальные, так и внемузыкальные средства выразительности.
Может пропевать небольшие фразы, не прерывая дыхания. Его певческий диапазон в пределах ре
– ля первой октавы. Но дикция у многих детей остается нечеткой, ребенок не может отследить
правильность собственного пения.
На 5 – м году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка. Он способен
выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на
одновременном выполнении движений руками и ногами. В основном ребенок легко осваивает
новые движения после двух-четырех повторений со словесным подкреплением, но устойчивость
они приобретают лишь после 30 повторений. Их усвоение не всегда бывает долговременным.
В среднем дошкольном возрасте ребенок становится активным участником певческой,
танцевальной и инструментальной деятельности. Дети обращают внимание на тембровые,
звуковысотные, динамические особенности звучания различных инструментов. Ребенок
осваивает ритмические импровизации на детских музыкальных инструментах со звуком
неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных
игрушках. В связи с улучшением координации движений рук, дошкольник способен
воспроизводить несложные ритмические рисунки на одной пластинке металлофона.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых
способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас,
достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет
позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок
уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои
эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На
данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно
используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная
речь.

1.5. Планируемые результаты

Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 лет)









По окончании воспитанники умеют:

повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх
и гимнастике;
определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер
музыки или музыкального персонажа;
сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
общаться в диалоге с педагогом;
проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения;
произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений;
6



извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках, знают их названия и тембры.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)














По окончании воспитанники умеют:

повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх
и гимнастике;
определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер
музыки или музыкального персонажа;
сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
понимать сущность заданий;
общаться в диалоге с педагогом
Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения;
расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом;
произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу;
подчинять действия музыкальному и речевому ритму;
извлекать звук из гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры,
задействовать их для развития мышц губ, дыхания;
применять музыкальные инструменты, воспринимая не как игрушку.

1.6. Методы и приемы

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами:
Наглядный метод – обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных
ощущений:
1) наглядно-зрительный: показ педагогом образца движения, подражание образцам
окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства,
использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
2) тактильно-мышечный: включение различных пособий в двигательную деятельность.
Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего
положение отдельных частей тела;
3) наглядно-слуховой: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
 Словесный метод – помогает осмысливанию поставленной задачи:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки,
игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и
перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних
впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые
временные связи, сформировать новые знания и умения.
 Практический метод – обеспечивает действенную проверку правильности восприятия
движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоциональноэффективный.
Продолжительность занятий: 15 – 20 минут. Занятия проводятся во вторую
половину дня, один раз в неделю.


7

Механизм отслеживания результатов:
 Диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
 Творческий отчѐт руководителя на педсовете.

Раздел 2. Содержательный
2.1. Учебно-тематический план
1
Месяц
Октябрь

№ занятия
1
2
3
4
Ноябрь
5
6
7
8
Декабрь
9
10
11
12
Январь
13
14
15
16
Февраль
17
18
19
20
Март
21
22
23
24
Апрель
25
26
27
28
Май
29
30
31
32
Итого занятий

год обучения

Дудочка
Осенние листья
Кот и пес
Чудесное яблоко
Яблонька
Осенние подарки
Заяц в огороде
День рождения Зайчика
Домик для воробья
Домок-теремок
Приближается зима
Зимовье зверей
Новогодняя елка в лесу
Мельник и медведь
Медвежонок Мишутка
Серебряный ключик
Снеговик
В гости к бабушке
Помогите птицам
Кукла Аня
У меня полно хлопот
Как козлик маму искал
Паровозик из Ромашково
Зайкина шубка
Новоселье у куклы
Поезд игрушек
Парад игрушек
Иван Иваныч Самоварыч
Храбрый цыпленок
Мамы и малыши
Как Петушок утро проспал
Прогулка в весеннем лесу
32
2

Месяц
Октябрь

Ноябрь

№ занятия
1
2
3
4
5

Тема

год обучения
Тема

Цыпленок и его семья
История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали
Белая козочка
У кошки день рождения
Лесные звезды
8

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого занятий

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Зайка- огородник
Любимое кушанье
Дорога на мельницу
Верные друзья
Сказка про зайцев
Круглый год
Времена года
Про Мурочку – Мурысоньку
Мурка в город собирается
Как Мурочка Деда Мороза будила
Дед Мороз
Петух да собака
Бременские музыканты
Возьми меня с собой
А сто у вас?
Вот так мастера!
Как стать большим
Даша и маша
Горшочек каши
Как мышонок стал трудолюбивым
Сказка про Бурого мишку и Мышку – вертушку
Чьи это ушки?
История о том, как мышата помогали Зайчонку свой дом найти
Красный фонарик
Колесо
Бычок - смоляной бочок
Коза - обманщица
32

2.2. Основные направления работы

Логоритмика основана на тесной связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются
следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;
выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
1) контроль за осанкой;
2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять
перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства: активизация внимания;
умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция –
основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями
звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к
постановке
звуков.
Работа
над
артикуляцией
позволяет
уточнить
правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы гортани.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
9

распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно
помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь
выразительной.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки,
язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на
детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется
произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития
певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование
их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная,
яркая, весѐлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха,
вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для
занятий.
Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста
одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более
громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую
моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные
психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать;
Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают
чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила
игры;
Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание,
разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж
языка (с помощью зубов).
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и
голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим
грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Все
упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.
Структура образовательной деятельности:
10

вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия. Предусматривает

приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической
разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей
моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений
под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением
направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
основная часть составляет 70-80% времени занятия. Включает в себя разнообразные виды
музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
заключительная часть по времени непродолжительна около 10-15%. Заканчивается любое
логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию,
различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия.
Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют
полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем
мире.

2.3 Содержание программы

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей
дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать
формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии,
ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Формирует чѐткую координацию
движений рук и ног, улучшает осанку, учит ориентироваться в пространстве, развивает слуховое
внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Помогают расслаблять и напрягать
определѐнные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Способствуют выработке
диафрагмального дыхания, а также продолжительности, силе и правильном распределении
выдоха, развивают подвижность языка, челюстей, губ, способствуют хорошей переключаемости
артикуляционных движений. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным,
воспитывает основные качества голоса силу и высоту, а также оказывает профилактическое
действие.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Воспитывается устойчивость и
переключаемость внимания способность переходить от одного действия к другому, развиваются
все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Дети учатся распределять свое внимание
между несколькими видами деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно
важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Совершенствуют общую и
мелкую моторику, вырабатывают хорошую координацию действий. Их суть ритмичное
проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный
текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.
6. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Формируют и
развивают слуховое внимание. Эти упражнения направлены на различение сильной доли в
музыке.
7. Ритмические упражнения. Формируют у детей чувство музыкального ритма в
движении. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма.
8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе
музыкального темпа работать и над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих
заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном
произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
9. Пение. Развивает певческое дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа,
улучшается дикция и координация слуха и голоса.
11

10. Игра на музыкальных инструментах. Развивает мелкую моторику, формирует чувство

музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивает внимание, память.
11. Пальчиковые игры. Способствуют скорейшему речевому развитию. Развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с
пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами карандашами, палочками,
мячами.
12. Упражнения на развитие мимики. Развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек). Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.
13. Артикуляционные упражнения. Развивают подвижность языка, губ, челюстей.
Упражнения м выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
14. Упражнения на развитие фонематического восприятия. различать на слух все звуковые
единицы языка. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии
слухового внимания.
15. Коррекция звукопроизношения. исправлению неправильного звукопроизношения.
На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания,
фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук
автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация
движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства
музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);
2) упражнения, развивающие речевые процессы (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации
речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и
формированием фонематического слуха).

Раздел 3. Организационный
3.1. Методическое обеспечение

















Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
«Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.
Куликовская;
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М., Просвещение, 1985;
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М.,2009;
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М.,2009;
Методическое пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М. Н.
Щетинина;
«Психогимнастика М. И. Чистякова;
А. Буренина «Ритмическая мозаика» и «Коммуникативные танцы»;
Сакулина Т. И. Практический материал для логоритмических занятий: учебнометодическое пособие.- Спб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015;
Зайцева Л. И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников: практ.метод. пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013;
Судакова Е. А. Логоритмичекие музыкально-игровые упражнения для дошкольников. –
СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017;
Бланки с заданиями по темам;
Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
12

3.2. Материально – техническое обеспечение.

Программа реализуется в музыкальном зале, расположенном на втором этаже МА ДОУ
№ 46 городского округа Краснотурьинск.
Рабочая зона музыкального зала оснащена
техническими средствами: синтезатор, музыкальный центр, фортепиано, мультимедийное
оборудование (экран, проектор), ширма для кукольного театра, фланелеграф, магнитная доска.
Спокойная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить
релаксационные упражнения.
Активная зона занимает все свободное пространство музыкального зала.
Игровой и спортивный инвентарь:
 Маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами
коротких песен, иллюстрации к детским песенкам;
 Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянные ложки;
 Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
 Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны,
колокольчики;
 Зеркала на всех детей;
 Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

3.3. Педагогическая диагностика

Диагностика проводится по Методике Микляеевой Н.В. «Диагнстика ритмической
способности», в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого
развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе
логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.
Результаты заносятся в сводную таблицу:

13

Звуковая культура речи

«Ритмическое чувство» в
речи

Музыкально-ритмические
движения

Чувство ритма

Состояние мелкой
моторики

Состояние общей моторики

Ориентирование в
пространстве

Критерии
Слуховое внимание.

№ Фамилия, имя
ребѐнка

Тесты для проведения диагностического обследования

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звука (Игра «Угадай по голосу»).
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа,
слева.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под,
перед.

Состояние общей моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают поиграть в игру «Пальчики здороваются».
2. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру с элементами
самомассажа, пальцы рук должны двигаться синхронно по ногам в соответствии с текстом.
3. Переключение от одного движения к другому. Игра «У Оленя дом большой»
4.Усвоение ритма чередования. Ребѐнку предлагается выложить бусы, чередуя бусины по цвету
(3 цвета).

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.

2.Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту
солим, солим».
4. Переключение с одного движения на другое.

Оценка чувства ритма.

1.Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. Педагог хлопает в ладоши и предлагает
ребѐнку прохлопать так же ( // // //).
2.Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. Хлопнуть один раз сильно и два раза тихо.
3.Воспроизведение ритмов по графической модели. Ребѐнку предлагается постучать или
похлопать так, как нарисовано ( / // / // / //).

Оценка музыкально – ритмических движений.

1.Ориентирование ребѐнка в музыке: бежать, кружиться, маршировать в соответствии с темпом
музыки.

Ориентировка на «ритмическое чувство» в речи.

1.Подбор парных картинок по звуковому сходству окончаний. Например, мак, рак или молоко?
2.Синхронности речи и руки в продуктивных видах деятельности. Ребѐнку предлагается
воспроизвести ритм повтора в рисунке «нарисуй, как капает дождь из тучки»

Звуковая культура речи

Ребѐнку предлагается рассказать его любимое стихотворение или рассказать хорошо знакомую
сказку.
1.Громкость.
2.Скорость речи.
3.Интонационная выразительность
4.Звукопроизношение, дикция.
Оценка степени выраженности показателей:
0 балл – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному
критерию.
14

1 балла – ребѐнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по
указанному критерию.
2 балла – ребѐнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по
указанному критерию.
3 балла – ребѐнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих
образовательных задач:
1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребѐнка;
2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;
3. Для отбора методов, приемов и технологий.

3.4. Взаимодействие с родителями
Для реализации программы дополнительного образования необходимо тесное
сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в
коррекционный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
 игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями
практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность
дошкольников с ОНР средствами логоритмических упражнений;
 стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без
музыкального сопровождение» несѐт цель педагогического просвещения;
 буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;
 привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;
 информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы специалистов»;
 открытые итоговые мероприятия для родителей.

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».