Содержание Раздел 1. Целевой……………………………………………………….. 3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………… 3 1.2. Цели и задачи………………………………………………………… 4 1.3. Принципы образовательной деятельности…………………………. 5 1.4. Возрастные особенности…………………………………………….. 6 1.5. Планируемые результаты……………………………………………. 9 1.6. Методы и приемы………………………………………………….. 10 Раздел 2. Содержательный ……………………………………………. 11 2.1. Учебно-тематический план………………………………………... 11 2.2. Основные направления работы……………………………………. 12 2.3 Содержание программы …………………………………………… 13 Раздел 3. Организационный …………………………………………… 16 3.1. Методическое обеспечение ……………………………………….. 16 3.2. Материально-техническое обеспечение …………………………. 17 3.3. Педагогическая диагностика ……………………………………… 18 3.4. Взаимодействие с родителями …………………………………….. 20 Приложение 1 ……………………………………………………………. 2 21 Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста речевой направленности «АБВГДейка» (далее Программа) относится к образовательной области «Речевое развитие» и соответствует ФГОС ДО. Данная Программа не дублирует основную общеобразовательную программу. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Работа по развитию фонематического слуха, обучению основам грамоты, чтения и письма должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, подготовку руки к письму на уровне возрастных возможностей, развитие первоначальных навыков чтения. В этом возрасте у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б.Эльконина. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка». Д.Б.Эльконин. Программа разработана на основе авторской педагогической технологии Цуканова С.П., Бетц Л.Л. по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает использование разностороннего тренировочного материала по формированию у детей фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностями русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возможных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой. Программное обеспечение методическим комплектом материалов способствует систематичности, поэтапности и целостности подачи и усвоения детьми данного материала. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме. 3 Материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования: стимулируют речевое развитие детей; способствуют предупреждению развития ошибок чтения и письма; сочетание разнообразных видов деятельности способствует развитию психических процессов восприятия, памяти, мышления; развивают самостоятельность, инициативность, наблюдательность. Программа составлена в соответствии с нормативноправовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 5 - 7 лет. Сроки реализации программы - 1 год (с учетом одного занятия в неделю, продолжительностью 30 минут), 31 занятия в год. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 1.2. Цели и задачи В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка в области «Речевое развитие»: ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям; у ребенка развиты крупная и мелкая моторика. Цель: обучение основам грамоты, предупреждение нарушений чтения и письма, развитие графомоторных навыков. Задачи: Обучающие 4 формировать интерес к процессу обучения; совершенствовать навык проведения звуко-буквенного анализа слова; формировать навыки чтения и письма печатными буквами; создать условия для понимания и различения понятий: звук, слог, слово, предложение. Развивающие развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие; развивать мыслительные операции моделирования артикуляции звуков; развивать психические процессы; создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех; развивать ручную умелость и графомоторные навыки. Воспитательные воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи, к речи окружающих; поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь; способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки. 1.3. Принципы образовательной деятельности Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: а) Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. б) Культурно ориентированные принципы Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую 5 он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. в) Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. 1.4. Возрастные особенности С 5 до 7 лет в жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Особенности восприятия У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп. Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста 6 появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления. Особенности воображения Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Особенности памяти Большую роль в развитии памяти у ребёнка играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно память становится все более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какоелибо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь. В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Следует также отметить, что преобладает наглядно - образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов. Особенности внимания Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте является непроизвольным. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы 7 совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо: 1)развивать его познавательные способности, 2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём). В 5–7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Особенности мышления Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. С 5 – 7 лет начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является нагляднообразное мышление. Особенности речевого развития Словарь ребёнка 5-7 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, 8 твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении. 1.5. Планируемые результаты Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности В Программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций детей дошкольного возраста: технологическая компетентность, информационная компетентность, социальнокоммуникативная компетентность для успешного усвоения русского языка в школе. Технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации; умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать и выполнять алгоритм действий; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.; умение понимать и принимать задание и предложение взрослого; умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях; умение организовать рабочее место; умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. Информационная компетентность: умение ориентироваться в некоторых источниках информации; умение делать выводы из полученной информации; умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение задавать вопросы на интересующую тему; умение получать информацию, используя некоторые источники; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Социально-коммуникативная компетентность: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение принимать участие в коллективных делах; умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. В ходе освоения дошкольниками Программы возможно достижение предметных результатов в области знаний по развитию речи и обучению грамоте. Ожидаемый результат: По окончании воспитанники знают: буквы русского алфавита; графическое изображение предложения, слова и звука (моделирование с помощью цвета); 9 границы слова и предложения при печатании (от пробела до пробела, от большой буквы до точки). По окончании воспитанники умеют: различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение»; правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания; производить элементарный звуковой анализ и синтез; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; составлять предложение по заданной схеме, анализировать его; правильно использовать грамматические формы для выражения мыслей; пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.); выполнять артикуляционные упражнения для развития произношения сонорных звуков. По окончании воспитанники владеют навыком: штриховки, дорисовывания деталей, симметричного рисования; работы в тетради в клетку, соблюдая все требования правильного письма; устойчивого сохранения правильной позы при письме; построения диалога (точно отвечать на поставленные вопросы педагога, спрашивать, просить, подавать реплику); совместной работы. 1.6. Методы и приемы Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха); в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы. 10 Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников. Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением. Продолжительность занятий – 30 минут Механизм отслеживания результатов: Диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года обучения. Творческий отчёт руководителя на педсовете. Раздел 2. Содержательный 2.1. Учебно-тематический план Месяц Неделя № 1 1-я октябрь 2-я 3-я 4-я ноябрь 1-я 2-я 3-я 4-я декабрь 1-я 2-я 3-я 4-я 2-я Январь 3-я 4-я 1-я Февраль 2-я 3-я 4-я Месяц Март Неделя 1-я 2-я 3-я 4-я 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 № 20 21 22 23 Тема раздела Понятие о предложении, слове. Понятие о слове. Диагностика. Понятие о звуке. Звук У, буквы У, у. Звук А, буквы А, а. Звук О, буквы О, о. Звук И, буквы И, и. Звук Э, буквы Э, э. Звук ы, буква ы. Гласные звуки и буквы. Ударение Звуки М – Мь, буквы М. м. Звуки В - Вь, буквы В, в. Звуки Н-Нь, буквы Н,н. Звуки П-Пь, буквы П,п. Звуки Т–Ть, буквы Т, т. Звуки К-Кь, буквы К, к. Звуки С-Сь, буквы С,с. Звуки Х-Хь, буквы Х,х. Звуки З-Зь, буквы З,з. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Продолжение таблицы Тема раздела Количество часов Звуки Б-Бь, буквы Б,б. 1 Звуки Д-Дь, буквы Д,д. 1 Звуки Г-Гь, буквы Г,г. 1 Звук Ш, букваШ. 1 11 Апрель 1-я 2-я 3-я 4-я 1-я 2-я Май 3-я 4-я 24 25 26 27 28 29 30 31 Буквы Я, я. Звук Ж, буквы Ж,ж. Звуки Л-Ль, буквы Л, л. Буквы Е,е. Буквы Ё,ё. Звуки Р-Рь, буквы Р,р. Звуки Ф-Фь, буквы Ф, ф. Закрепление пройденного. Диагностика. 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Режим реализации программы Количество Общее непосредственно количество образовательных образовательных ситуаций в ситуаций в год неделю 31 1 Длительность непосредственно образовательной ситуации 30 минут Форма организации образовательного процесса групповая Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год. 2.2. Основные направления работы Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и профилактика ошибок при чтении и письме. Программа условно разделена на три раздела. У каждого раздела свои предметные задачи. Раздел «Звук» Задачи: -выработка правильных артикуляционных навыков; - развитие просодической стороны речи; - формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков; -формирование умения соотносить слово и схему; -формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Раздел «Буква» Задачи: - ознакомление с буквами алфавита; -формирование звуко- буквенного анализа и синтеза слов различного звукослогового состава и предложений 2,3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания; 12 -формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов; -формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное; -развитие графических навыков; -закрепление правила письма предложения; -ознакомление с правописанием чу, щу, ча, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных. Раздел «Говори правильно» Задачи: - развивать способность к наблюдению за языком; -привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении; -воспитание навыка практического использования лексико-грамматических категорий. Во всех разделах Программы реализуются следующие задачи: - развитие связной речи; - развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения); - формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. Структура образовательной деятельности по Программе: вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели); основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения); заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни). 2.3 Содержание программы В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий. Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов: подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова; основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. 13 Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведѐтся по всем направлениям. 1. Звуки: - понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение; - акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твѐрдых, мягких, звонких, глухих согласных; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - звуковой анализ состава слогов и слов (Приложение 1); - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 2. Слоги: - понятие «слог», слоговой анализ слов; - подбор слов на заданное количество слогов; - выделение в словах заданного слога; - подбор слов на заданный слог; - составление прямых и обратных слогов. 3. Слова: - выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; - составления слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; - изменение слов путѐм замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; - выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам; - восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие слова путѐм неоднократного изменения его звукового и слогового состава. 4. Буквы: - знакомство с буквами; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - дифференциация согласных и гласных букв; - дополнение слога до целого слова; - «собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов; - «Буква заблудилась» (вставить букву и назвать слово); - соотнесение слов и картинок; - исправление деформированных предложений; - чтение текста, выполнение задания по его содержанию (решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить); - чтение пиктографического текста; - «Математическая грамота»; 14 - заучивание стихов, пословиц, скороговорок; - решение кроссвордов, отгадывание загадок, ребусов. 5. Связная устная речь: - обучение ответам на вопросы диалогической речи; - обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов; - обучение составлению рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим содержанием. 6. Работа по развитию ВПФ: - развитие восприятия, мышления, внимания, памяти; - выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; - выделение одинаковых предметов из группы предметов; - выделение лишнего предмета; - объединение различных предметов в группы; - выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе. 7. Развитие мелкой моторики: - штриховка; - обведение по контуру; - дорисовывание половинок по клеточкам и др. Во время образовательной деятельности широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от слайда к слайду, изучает основы русского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: «Большой мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка - Хаврошечка» и др. Некоторые занятия организованы в форме путешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно - дидактических игр. Большое место в работе с детьми используются стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим и др. В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму. Дети печатают буквы, слоги, слова, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и развивает мускульную память. 15 Все занятия проводятся эмоционально, с максимальной активизацией детей. Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей пяти-семи лет является активная помощь родителей. Раздел 3. Организационный 3.1. Методическое обеспечение 1. Печатные ресурсы (учебные пособия, приведённые в списке литературы, раздаточные карты для педагогов и родителей по закреплению материала). 2. Разрезные азбуки, предметные картинки, карандаши, схемы, тетради, ручки, карандаши и другие виды материалов и оборудования. 3. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации иллюстративного характера к каждому занятию на основе альбомов С.Л.Бетц, Л.Л.Цукановой «Я учусь говорить и читать», тестового характера для диагностики, аннимационные логотренинги для развития артикуляционной и пальчиковой моторики, видео-презентации с артикуляционной гимнастикой для постановки звуков Р, Рь). Учебно-методические пособия 1.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» . 1 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г. 2.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» . 2 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г. 3.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Альбом для индивидуальной работы С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» . 3 период обучения. Издательство ГНОМ и Д, 2010 г. 4.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. 5.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. 6.С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. III период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. 7. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста. 16 8. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста. 3.2. Материально-техническое обеспечение Программа реализуется в помещении групп № 5, № 10, расположенных на втором этаже МА ДОУ № 46 городского округа Краснотурьинск. Помещения оснащены ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещения наглядностей, мольбертом, отдельными столами для работы детей (установленная в помещении для занятий мебель соответствует росту детей и имеет все необходимые гигиенические сертификаты). 17 3.3. Педагогическая диагностика Обучение грамоте № п/п Ребёнок показывает Методика проведения Задание 1 Определение степени развития фонематического слуха 1. Ребенку предлагается произнести слово и последовательно выделить каждый звук. Варианты слов: книга, кино, тема, рисунок. 2. Ребенку предлагается «записать» слово с помощью фишек звуков, а затем охарактеризовать каждый звук. Слово: книга. Задание 2 Структура слова Разделить слово на слоги. Слова: машина, кино, ваза, сок, окно и т.п. Задание 3 Определение знаний о 1. Ребенку предлагается составить предложение по структуре родной речи опорному слову и моделировать его. 2. Выделить количество предложений в рассказе Оборудование Фишки Сюжетные картинки Оценка результатов: 5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым; 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Уровни освоения программы Низкий (3-5 баллов). Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки. 18 Средний (6-9 баллов). Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры. Высокий (10-15 баллов). Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры. Педагогическая диагностика проводится в форме наблюдения за участием воспитанников в итоговых мероприятиях: конкурс, путешествие, викторина. По результатам наблюдений заполняются индивидуальные диагностические карты, и проводится сравнительный анализ диагностических данных. 19 3.4. Взаимодействие с родителями Предполагается следующая работа: 1.Знакомство родителей с Программой на родительских собраниях. 2. Беседы с родителями об индивидуальном развитии их ребенка по каждому разделу. 3. Проведение консультаций по определенной развивающей задаче (например «Звуковая схема слова» и т.п.). 4. Тематические материалы в папках-передвижках («Домашняя игротека», «Шпаргалка для родителей» и другие, иногда по желанию родителей). 6. Выставки книг и дидактических игр по обучению грамоте. 7. Просмотры открытой непосредственно - образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в рамках дней открытых дверей и фрагментов совместной образовательной деятельности педагога и детей на родительских собраниях. 8. Знакомство с результатами педагогической диагностики. 9. Участие родителей в подготовке дидактического материала непосредственнообразовательной деятельности (НОД). 10. В информационном уголке «Грамотейка» ознакомление родителей с содержанием НОД каждую неделю. 11. Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста по грамоте (развитие фонематического слуха, закрепление букв русского алфавита и т.п.). 12. Размещение на личной страничке на сайте МА ДОУ № 46 http://мадоу46краснотурьинск.рф/ мини-презентаций иллюстративного характера для закрепления пройденного материала и домашних заданий для родителей. 13. Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворенности родителей. Заключение Главным в работе по реализации программы является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Перед педагогами ДОУ не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. Но в Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано: «Содержание программ дошкольного образования рассматривает образовательную область "Развитие речи", которая включает, владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». 20 Приложение 1 Порядок звукобуквенного анализа слова: - произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.); - называние изолированного звука; - дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный); - обозначение звука соответствующей фишкой; - "чтение" по "записи" (по фишкам); - обозначение звука буквой; - определение количества слогов. При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове. Затем картинка-схема заменяется схемой-полоской. Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек. Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно: 1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове. Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д. 2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Например: Начинать звукобуквенный анализ следует начинать в старшей группе со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состояших из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.). После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др. 21