1
I.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.3.
1.2.
1.3
II.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.1.6.
2.1.7.
2.2.
2.3.
2.4.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.……………………………………………………….
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагогапсихолога………………………………………
Цели и задачи реализации Программы………………………………………
Принципы и подходы к формированию Программы. ………………………
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. ……
Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы……………………………
Планируемые результаты освоения Программы.……………………………
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями
работы………………………………………………………...
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и
дополнительных образовательных программ.…………………
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной
среды ДОУ. …………………………………………………
Психологическая диагностика. ………………………………………………
Психологическое консультирование. ………………………………………...
Коррекционно-развивающая работа. ………………………………………...
Психологическое просвещение. ……………………………………………...
Психологическая профилактика. …………………………………………….
Описание вариативных форм реализации Программы ……………………
Особенности
взаимодействия
педагога-психолога
с
семьями
воспитанников.………………………………………………………………...
Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ. …..
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы. ………………………
Методическое обеспечение Программы.……………………………
Особенности традиционных событий и мероприятий. ……………………..
Годовой план
2
3
3
3
4
5
6
8
8
10
10
10
11
12
13
14
18
19
19
20
22
23
23
25
29
30
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Одной из основных задач рабочей программы является достижение детьми
оптимального уровня развития по основным направлениям в соответствии с ФГОС ДО
(физическое развитие, речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное и
художественно – эстетическое развитие), создающего равные стартовые возможности
для обеспечения успешного обучения в школе.
Целью данной рабочей программы является обеспечение и психологическое
сопровождение образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее-ТНР) с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей, создание психологических
условий для успешной коррекции и развития воспитанников в образовательных областях
в соответствии с ФГОС ДО; осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми
с ТНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога
по направлениям: психологическое сопровождение ребенка с ТНР, психологическое
консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями, родителями (законными
представителями) воспитанников и педагогами МА ДОУ.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач ООП ДО МА ДОУ, АООП ДО
МА ДОУ, АОП для слабослышащих, а также с учетом потребностей и возможностей
воспитанников.
Программа предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их
речевом, психическом развитии, а также профилактику вторичных нарушений.
1.1.1
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
педагога-психолога
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2024).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
Приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
3
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022
№955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации № 32 от 27.10.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения»;
Уставом МА ДОУ.
Рабочая
программа,
определяет
продолжительность
учебного
года,
продолжительность учебной недели, период летней оздоровительной работы, учитывает
в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает
требованиям охраныих жизни и здоровья.
1.1.2 Цели и задачи программы
Основные цели и задачи деятельности по реализации Программы
Целью данной программы является
психологическое сопровождение
образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с учётом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, создание
психологических условий для успешного развития воспитанников в образовательных
областях в соответствии с ФГОС ДО; осуществление коррекционно-развивающей работы
с детьми с ТНР, слабослышащих с ЗПР для дальнейшей социальной адаптации,
формированию предпосылок к учебной деятельности, самостоятельности в быту и
полноценного развития личности ребенка
Задачи программы:
4
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)
родителей воспитанников и педагогов МА ДОУ;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей
(законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального
общего образования.
- воспитание гармоничной личности ребенка.
Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальной
адаптации воспитанников с ОВЗ на основе материала для организации коррекционноразвивающей деятельности с каждой возрастной группой детей.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
В основу коррекционно-развивающего процесса положены следующие принципы
воспитания и обучения:
Принципы:
Программа базируется на основных принципах дошкольного образования,
сформулированных в ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5
формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
сотрудничество организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий в
различных видах детской деятельности;
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий,
требований, методов и используемых приемов возрасту, особенностям развития
и состоянию здоровья).
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и
обучения, принятые в дошкольной педагогике:
научность,
системность,
доступность,
концентричность изложения материала,
повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и
обучения детей-дошкольников;
учет возрастных особенностей ребенка.
Однако они дополняются принципами специальной дошкольной педагогики:
учет возрастных возможностей ребенка к обучению;
принцип единства диагностики и коррекцииотклонений в развитии;
принцип учета вида, структуры и характера нарушений (первичного
нарушения и вторичных отклонений в развитии);
генетический принцип, ориентированный на общие возрастные
закономерности развития с поправкой на специфику степени выраженности
нарушения при разворачивании этого развития, когда психика чрезвычайно
чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям;
принцип коррекции и компенсации (коррекционная направленность на
формирование компенсаторных механизмов);
направленность на учет соотношения «актуального уровня развития»
ребенка и его «зоны ближайшего развития».
1.1.4 Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР):
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично
не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие
на становление психики.
В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и
отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются
практически всех психических проявлений.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с
незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособностью
и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость
волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная
неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная
6
выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением
внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации,
плохой координацией движений.
Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с
ТНР также имеют свои особенности.
Психологические исследования указывают, что удетей с ТНР имеются недостатки в
развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят
словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).
Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация
внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности,
быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и
низкий уровень его устойчивости.
Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия:
недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации
для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую
воспринимает («вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не
пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо
нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительномоторная координация.
Особенности развития слабослышащих детей, перенесших операцию по
кохлеарной имплантации
Дети с кохлеарными имплантами представляют из себя новую категорию детейс
нарушенным слухом, отличающуюся крайней разнородностью.
Во-первых, по времени, когда осуществлена операция КИ – от ее проведения напервом
году жизни до ее проведения в 6-7 лет.
Во-вторых, по психолого-педагогической характеристике ребенка до проведения КИ: как
оглохшие дошкольники сохранившие речь, которой они овладелипри нормальном слухе,
так и дети с распадающейся или распавшейся речью; глухие дети, уровень общего и
речевого развития которых в результате ранней коррекционной работы близок к
возрастной норме; глухие дети, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень
речевого развития; глухие дошкольники с
выраженными дополнительными
отклонениями в развитии; дети раннего возраста, всилу чего еще не владеющие речью.
Успешное развитие, воспитание и обучение детей с КИ требует учета особых
образовательных потребностей данной категории детей. Эти потребности,естественно,
отличаются у оглохших детей, у дошкольников, уже владеющих фразовой речью, у еще не
говорящих детей, у детей раннего возраста. В самом общемвиде их можно
охарактеризовать следующим образом:
индивидуальный подход к образованию ребенка с КИ на первоначальноми последующем
этапах реабилитации с учетом психофизических возможностей ребенка на каждом из них;
коррекционная работа, направленная на активное сенсорно-перцептивноеи
коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его развития
сразу после выявления проблемы (в дооперационный период) и сразу послеКИ;
обеспечение постоянного взаимодействия детей с КИ с нормально слышащими и
говорящими дошкольниками и взрослыми;
организация особой предметно-развивающей, пространственной среды, способствующей
полноценному усвоению вербальной коммуникации;
использование специальных подходов, методов и приемов при развитии ребенка после
КИ; комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий
7
взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля, а также
медицинского (аудиологии);
целенаправленная работа по сопровождению семьи ребенка после КИ вобразовательном
процессе.
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного
образования) относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных
достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет
инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать;
он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на
знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах
деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной
деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
ребенка
сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным
видамдеятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам исопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешат
конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных
видахдеятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеетосновными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
1.3 Планируемые
Программы:
результаты
реализации
психологического
сопровождения
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как
знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять
сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану; создавать творческое
8
сочетание движений; контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки
зрения
точности,
правильности;
двигательное
воображение.
Целостное
психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний: настроения, самочувствия,
чувства защищенности; сформированные умения преодолевать психоэмоциональное
напряжение, чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в
проявлении
ответственности,
настойчивости,
стремлении
быть
аккуратным,
старательным. Способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности,
обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений. Адекватно реагировать на
эмоциональное состояние других людей, сопереживать. Подчинять свое поведение
преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны
взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое
плохо». Самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые. Проявлять
инициативу в разных видах деятельности; подчинять свою активность достаточно
отдаленным целям; развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее
достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели. Проявлять
элементы прогнозирования, волевого усилия, противостоять отвлечениям, даже при
выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без
помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь
от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в
речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и
ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить
познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения
нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать,
рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия
поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям
произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из
логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия
персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать
сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать
эмоциональный подтекст в произведениях, проникать в авторский замысел, осознавать
свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык
произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные
выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего,
устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы
причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в
разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные
и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений,
высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно,
ярко, глубоко реагировать на произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену
настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его
воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком,
качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль,
9
создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение,
импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои
действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями
работы
Деятельность педагога-психолога МА ДОУ регламентирована профессиональным
стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом
Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н. Данный приказ определяет основные
направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1.Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основной
и дополнительных образовательных программ
Форма работы
Наблюдение
Аналитическая
Консультация
Анкетирование
(Методика
«Психологическая
безопасность
образовательной
среды» (автор
И.А. Баева)
Задачи
Проведение психологического
мониторинга и анализа
эффективности использования
методов и средств
образовательной деятельности.
Проведение психологической
экспертизы программ развития
образовательной организации
с целью определения степени
безопасности и комфортности
образовательной среды.
Оказание консультативной
помощи педагогам при выборе
образовательных технологий с
учётом индивидуальнопсихологических
особенностей и
образовательных
потребностей обучающихся.
Оказание психологической
поддержке педагогам в
проектной деятельности по
совершенствованию
образовательного процесса.
Изучение уровня
удовлетворённости педагогов
в безопасности и
комфортности
образовательной среды ДОУ.
Изучение уровня
удовлетворённости родителей
в безопасности и
комфортности
10
Участники
Педагоги
Примечание
Проводится по
запросу
администрации
ДОУ.
Педагоги
Проводится по
запросу
администрации
ДОУ.
Педагоги
По запросу
педагогов.
Педагоги
Проводится по
запросу
администрации
ДОУ.
Родители
(законные
представители)
Наблюдение
(Использование
карт
наблюдения*)
Анкетирование
образовательной среды ДОУ.
Определение уровня
психологической безопасности
и комфортности детей во
взаимодействии с педагогами.
Определение уровня
психологической безопасности
и комфортности детей во
взаимодействии со
сверстниками.
Определение уровня
психологической безопасности
и комфортности детей в
организованной предметнопространственной среде.
Оценка эмоционального
благополучия ребёнка в
группе родителями
(законными представителями)
Педагоги, дети
Дети
1 раз в год в
соответствии с
годовым
планом
педагогапсихолога
Педагогпсихолог
Родители
(законные
представители)
По
необходимости
и/или по
запросу от
педагогов
и/или
администрации
В рамках психолого-педагогического и методического сопровождения реализации
основной и дополнительных образовательных программ педагогом-психологом МА ДОУ
ведётся следующая работа:
Содержание работы
Разработка психологических рекомендаций по
формированию и реализации индивидуальных
учебных планов для творчески одарённых
воспитанников.
Разработка совместно с педагогами индивидуальных
учебных планов воспитанников с учётом их
психологических особенностей.
Разработка программ социализации воспитанников,
коррекционных программ.
Формирование и реализация планов развивающей
работы с воспитанниками с учётом их
индивидуально-психологических особенностей.
Примечание
При наличии творчески одарённых
воспитанников.
2.1.2 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности
образовательной среды МА ДОУ
Одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая экспертиза
(оценка) комфортности и безопасности образовательной среды». В рамках данного
направления работа ведётся со всеми участниками образовательных отношений, через
различные формы работы, которые представлены ниже.
2.1.3 Психологическая диагностика
Целью психологической диагностики является получение полных информативных
данных об индивидуальных особенностях психологического развития детей, которые
11
могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Диагностическая работа включает:
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных
возможностей;
изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом особенностей
нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со
сверстниками и взрослыми;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных
потребностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей,
одарённости;
Наименование методики
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Диагностируемые параметры
Скрининговая диагностика готовности к
школьному обучению.
Диагностика уровня готовности к школе.
Ясюкова Л.А. Методика определения
готовности к школе.
Экспресс-диагностика в детском саду:
Комплексная диагностика познавательных
комплект материалов для педагоговпроцессов.
психологов детских дошкольных
образовательных учреждений. Руденко Л.Г.,
Павлова Н.Н.
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Диагностика познавательных процессов
Практический материал для психологодетей с ОВЗ.
педагогического обследования детей
Методика «Лесенка». В модификации
Исследование самооценки.
С.Г.Якобсон, В.Г. Щур.
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)
Определение особенности
эмоционального состояния ребёнка.
Восьми цветовой тест Люшера.
Исследование эмоционального состояния
ребенка.
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М.,
Определение уровня тревожности у детей.
Амен В.)
Методика «Волшебная страна чувств»
Исследование психоэмоционального
состояния ребенка.
Тест на выявление детских страхов А.И.
Выявление и уточнение преобладающих
Захарова и М.Панфиловой «Страхи в
видов страхов у детей старше 3-х лет.
домиках»
Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я.
Оценка возможности адекватного
Семаго)
опознавания эмоционального состояния,
12
Графическая методика М.А. Панфиловой
«Кактус»
Детский апперцептивный тест (САТ)
(Авторы: Леопольд и Соня Беллак)
Социометрия Дж. Морено
Проективная методика Рене Желя
Проективная методика «Рисунок семьи»
Тест «Диагностика эмоциональных
отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д.
Антони
Проективная методика Рене Желя
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л.
Венгер, К.Л. Поливанова)
Методика «Дорисовывание фигур».
О. М. Дьяченко
Тест интеллекта «Цветные прогрессивные
матрицы Равена»
Методика МЭДИС
точности и качества этого опознавания.
Выявление состояния эмоциональной
сферы ребенка, выявление наличия
агрессии, ее направленности и
интенсивности.
Исследование эмоционального состояния
дошкольников.
Диагностика межличностных отношений.
Исследования сферы межличностных
отношений ребенка и его восприятия
внутрисемейных отношений
Диагностика эмоционального
благополучия и структуры
семейных отношений.
Изучение эмоциональных
отношений ребенка с семьей.
Исследование сферы межличностных
отношений ребенка и его восприятия
внутрисемейных отношений
Возрастной статус детей.
Определение уровня развития
воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Диагностика уровня интеллектуального
развития. Выявление предпосылок для
формирования интеллектуальных
способностей.
Экспресс диагностика интеллектуальных
способностей детей.
2.1.4. Психологическое консультирование
В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое
консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а
также на его индивидуальные варианты.
Задачи психологического консультирования:
•
Оказание психологической помощи в ситуации разных затруднений, связанных с
образовательным процессом.
•
Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с
трудностями в обучении и социализации, единые для всех участников образовательных
отношений.
•
Обучение приёмам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов
для преодоления проблемных ситуаций.
•
Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных
образовательных ситуаций.
Направления психологического консультирования:
•
Консультирование
администрации,
педагогов
и
других
работников
образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и
другим профессиональным вопросам.
13
•
Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации
индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута
с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
•
Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с обучающимися.
•
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной
стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
•
Консультирование администрации МА ДОУ, педагогов и родителей (законных
представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.
2.1.5 Коррекционно - развивающая работа
Коррекционная работа с детьми состоит из двух блоков.
1. блок - коррекционно-развивающие занятия в подгрупповой форме
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
2. блок - коррекционно-развивающие занятия в индивидуальной форме,
направленные на коррекцию и развитие психических функций воспитанников с
ОВЗ, реализация ИОМ.
Цель: создание условий, способствующих социализации воспитанника с ОВЗ, его
социально - личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами
интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития
личности ребенка. Задачи:
•
Социальная адаптация детей с ТНР и формирование у них предпосылок учебной
деятельности.
•
Оказание помощи детям этой категории в освоении программы.
•
Социальная адаптация детей в коллективе (формирование коммуникативных
способностей и умения сотрудничать).
•
Профилактика трудностей обучения в школе (развитие высших психических
функций иэмоционально-волевой сферы).
Тематическое планирование коррекционной работы с воспитанниками
старшего дошкольного возраста (6 год жизни)
Задачи:
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических
процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во
всех видахдеятельности.
3. Способствовать самопознанию ребенка.
4. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать
совместнуюдеятельность детей.
6. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков
сотрудничества.
Месяц
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Психолого-педагогический мониторинг
14
4 неделя
Октябрь.
Знакомство.
Ноябрь.
Добрые слова
Декабрь.
Необычная
радуга
(воображение)
Январь.
Зачем нужны
правила?
Мой мир
(песочная
терапия)
Мир твой и мой.
Мы все разные
Угадай, какой я?
Путешествие в
волшебный лес
(внимание)
Кляксография
(восприятие)
Пещера страхов
Волшебная
палочка
Психолого-педагогический
мониторинг
В стране
«Наоборот»
Февраль.
Запоминайка
(память)
Учимся
анализировать
поведение в
конфликтной
ситуации
Добрые и злые
поступки №1
Добрые и злые
поступки №2
Март.
Мамины
помощники
Я и моя семья
Я и мои друзья
Дружба неприязнь
Апрель.
Мышление.
Мышление и
речь.
Знакомство детей
со способами
реагирования на
гнев взрослых
Наши мечты
Май.
Психолого-педагогический мониторинг
Тематическое планирование коррекционной работы с воспитанниками
старшего дошкольного возраста (7 год жизни)
Цель: формирование учебной мотивации старших дошкольников; помощь в становлении
самосознания; развитие творческого мышления, памяти, внимания.
Задачи:
1.
Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у
детей вовсех видах деятельности.
2.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во
всехвидах деятельности.
4.
Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность
детей,навыки партнерского общения.
6.
Формировать этические представления.
7.
Способствовать развитию полоролевой идентификации.
8.
Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию
структуры деятельности.
9.
Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
10.
Способствовать формированию учебно-познавательного мотива
15
Организация занятий: занятия проводятся в малых группах, один раз в неделю,
длительность занятия 30 минут.
Материал подготовлен на основе занятий педагога-психолога, сказкотерапевта
Натальи
Соловьевой, учебного пособия О. А. Холодовой «За три месяца до школы».
Тема
«Какая она — школа?»
(2 занятия)
«Школа моей мечты»
(2 занятия)
«Мои помощники в
школе»
(2 занятия)
«Волшебная шкатулка
Дум Думыча»
(2 занятия)
Цель
Формирование учебной
мотивации, ознакомление
с правилами школьной
жизни.
Краткое содержание
1.Знакомство
2. Игра «Закончи предложение»
3.Упражнение «Нарисуем
школьные правила»
4. «Мир школьника и мир
дошкольника»
5. Игра «Слушаем хорошо,
слушаем плохо»
Вопросы к «учителю»
6. Рефлексия
Диагностика
1. Разминка. Игра «Звонки»
мотивационной
2. Закрепление прошлого опыта
готовности; формирование 3. Игра «Школа — это хорошо,
учебной мотивации.
школа — это плохо»
4. Сказка Дум Думыча «Самое
необходимое»
Обсуждение.
5. Построение песочной картины
«Мой класс»
Вывод
6. Рефлексия
Помочь детям осознать
1. Разминка «Приветствуем поосновные каналы
разному»
восприятия окружающего 2. Упражнения по теме «Мои
мира; формирование
помощники»
навыков саморегуляции
Игра «Изменения в классе»
Игра «Детективы»
Игра «Скопируй»
Игра «Объяснялки»
3. Знакомство с ТяпкинымЛяпкиным
4. Построение песочный картины
Мир Тяпкина-Ляпкина”
5. Рефлексия
Формирование учебной
1. Закрепление прошлого опыта
мотивации, осознание
2. Разминка.
детьми способов помощи
Игра «Да и нет не говорите,
себе при обучении.
черное, белое не берите»
3. Встреча с Дум Думычем
4. Упражнение «Знакомство с
лучиком внимания» (Вачков И.В.)
5. Упражнение «Проверим
лучики внимания»
6. Работа в песочнице на тему:
16
«Море Памяти»
(2 занятия)
Познакомить детей с
различными видами
памяти и ролью памяти в
обучении.
«Мой главный
помощник — мозг»
(2 занятия)
Настроить детей на
осознанное обучение,
желание развивать свой
интеллект.
«Тропа испытаний —
встреча с Королевишной
Ошибкой»
(2 занятия)
Настроить детей на
правильное отношение к
ошибке, на возможности
по ее исправлению.
«Желания и сила воли»
(2 занятия)
Познакомить детей с
понятием «воля», ее
ролью в учебном
процессе.
«Итоговое»
Диагностика
17
«Как луч внимания обиделся на
ребят»
7. Рефлексия
1. Закрепление прошлого опыта.
2. Разминка. Игра «Сохрани
внимание»
3. Встреча с Дум Думычем. Как
Дум Думыч плавал в море
Памяти.
Обсуждение.
4. Знакомство с различными
видами памяти
Игра «Опиши своего соседа»
(слуховая память)
Игра «Слушай и запоминай»
(зрительная память)
Игра «Разные движения»
(двигательная память)
Обсуждение.
5. Построение песочной картины
«Мое море памяти»
6. Рефлексия
1. Закрепление.
2. Встреча с Дум Думычем.
«Сказка о Главном
Управляющем»
3. Игры-задания для тренировки
мозга.
Сравнения.
Закономерности.
Хитрые задачки.
Рефлексия после игр.
4. Создание песочной картины
«Мир Главного Управляющего»
5. Рефлексия
1. Закрепление прошлого опыта
2. Разминка
3. Встреча с Дум Думычем. Как
Дум Думыч познакомился с
Королевишной Ошибкой
Обсуждение.
4. Построение песочной картины
«Тропа испытаний»
5. Рефлексия
1. Закрепление прошлого опыта.
2. Разминка «Волшебная
палочка»
3. Встреча с Птицами
Желаниями.
4. Игра в песочнице.
5. Рефлексия.
1. Разминка. Игра «Компьютер»
(1 занятие)
мотивационной
готовности к школьному
обучению.
2. Встреча с Дум Думычем.
3. Рисуночный тест «Я в школе»
4. Построение песочной картины
«Мои желания»
Обсуждение.
5. Завершение занятий
2.1.6 Психологическое просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов,
родителей (законных представителей)) и детей к психологическим знаниям, повышение
их психологической компетенции.
Формы работы
Информационные
стенды, печатные
материалы памятки,
информационные
листовки, газеты и
т.п.).
Задачи
Знакомство с возрастными и
психологическими
особенностями детей
дошкольного возраста.
Знакомство с методами и
приемами воспитания,
развития и обучения.
Электронные ресурсы Информирование о
(сайт ДОУ, группа
детальности педагогадетского сада в
психолога в детском саду.
ВКонтакте).
Беседы,
Разъяснение участникам
консультации
образовательных отношений
(онлайн и оффлайн
вопросов, связанных с
формата).
особенностями
образовательного процесса и
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся,
трудностями в обучении и
социализации.
СеминарыЗнакомство с методами и
практикумы, мастер- приёмами воспитания,
классы.
развития и обучения.
Педагогический
Ознакомление с основными
совет, консультация.
условиями психического
развития ребёнка.
Консультация.
Информирование субъектов
образовательного процесса о
формах и результатах
профессиональной
деятельности.
Лекции.
Ознакомление с
современными
исследованиями в области
психологии дошкольного
возраста и профилактики
18
Участники
Родители (законные
представители)
Родители (законные
представители), педагоги.
Родители (законные
представители), педагоги.
Родители (законные
представители), педагоги.
Педагоги, администрация ДОУ
Родители (законные
представители), педагоги.
Педагоги, администрация ДОУ
Тематические
выступления на
родительских
собраниях.
социальной адаптации.
Разъяснение индивидуальнотипологических особенностей
обучающихся с ОВЗ,
трудностями в обучении и
социализации.
Просветительская работа по
принятию особенностей
поведения, миропонимания,
интересов и склонностей, в
том числе одарённости
ребёнка. Информирование о
фактах, препятствующих
развитию личности детей с
ОВЗ. Информирование о
мерах по оказанию им
различного вида
психологической помощи.
Родители (законные
представители)
2.1.7.Психологическая профилактика
Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечит раскрытие
возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его
индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в
становлении личности и интеллектуальной сфер через создание благоприятных
психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса
психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с педагогами направлена на профилактику «эмоционального выгорания», создание
в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактику и своевременное
разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и
родителями, профессиональный и личностный рост.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребёнка в
семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком,
направленность на формирование полноценной личности ребёнка.
Работа с детьми в рамках данного направления направлена на создание благоприятного
психологического климата в группе, разрешение возникающих конфликтов между детьми,
социальную адаптацию детей.
2.2 Описание вариативных форм реализации Программы
№
п/п
1
Наименование вариативной
формы реализации
программы
Психолого-педагогический
консилиум
Содержание
В рамках ППк педагог-психолог:
Осуществляет
консультирование
родителей и педагогов по вопросам
оказания помощи детям.
Приводит углубленную диагностику
19
2
Консультационный пункт
развития ребёнка.
Отслеживает результаты коррекционноразвивающей работы.
Участвует в разработке индивидуальной
образовательной траектории (маршрута).
Проводит коррекционно-развивающие
занятия по рекомендациям ППк.
Оказание консультативной помощи родителям
детей не посещающих ДОУ.
2.3 Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление
информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в
детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение
психического здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье
ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов.
Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения
и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного
воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек,
воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия
ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность
каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и
этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного
общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению
новых.
20
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми
взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметноразвивающейсреды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в
новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе
проектной деятельности).
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание
родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском
саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с
ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними
эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с
миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и
эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные
тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку
устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как
легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию
свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательным и
потребностями дошкольников.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития
ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,
общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских
вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком
наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной
литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных
впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые,
тактильные и др.).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной
и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению
познавательной активности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного
чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных
фильмов, направленных на развитие ребенка.
Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно - эстетическая»
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия
на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания
показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего
21
музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих
учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании
детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий,
декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и
экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
2.4 Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно
всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми. Взаимодействие
педагога-психолога с педагогами заключается в:
совместной разработке индивидуальных учебных планов воспитанников с учётом
их личностных и психологических особенностей, анализируя возможности и
ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств
обучения с учётом возрастного и психофизического развития обучающегося;
оказании консультативной помощи педагогам по выбору образовательных
технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
оказании психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по
совершенствованию образовательного процесса;
разработке совместно с педагогами и специалистами ДОУ индивидуальных
образовательных траекторий с учётом индивидуальных и возрастных потребностей
и возможностей обучающихся;
участии поиска путей совершенствования образовательного процесса
педагогическим коллективом;
оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим
работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития
детей;
организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ психологической
коррекции определённых недостатков;
знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными исследования в
области психологии раннего и дошкольного возраста, в области социальной
адаптации, а также информирование субъектов образовательного процесса о
формах и результатах своей профессиональной деятельности;
совместном планировании и реализации превентивных мероприятий по
профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации
поведения;
разъяснении субъектам образовательного процесса необходимости применения
здоровьесберегающих образовательных технологий;
оценке результата применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
22
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Материально-техническое обеспечение Программы
Кабинет педагога-психолога расположен на первом этаже и представляет собой
прямоугольное помещение площадью 25 м2, оборудованное шкафами и стеллажами для
хранения методической литературы, игр и пособий для организованной деятельности с
детьми, столом для ведения документации, ноутбуком, телевизором стульями для
взрослых, детскими столами со стульями, мягкой мебелью, зеркалом, ковром на полу.
Стены песочного оттенка. В кабинете два окна, оформленные тюлью и плотными
шторами для затемнения.
Помещение теплое и в то же время хорошо проветриваемое. Освещенность
достаточная: естественное (из двух окон) и искусственное освещение (лампы дневного
света).
В кабинете совмещены следующие зоны (по О. Н. Усановой):
- зона первичного приема и беседы с клиентом;
- зона консультативной работы;
- зона диагностической работы;
- зона коррекционно-развивающей работы; личная (рабочая) зона психолога
- зона игровой терапии (тренинговая зона)
- зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
Набор для детей с аутизмом.
Предназначен для развития мелкой и крупной моторики, для развития речи, хватательного
рефлекса, для развития координации действий руки и глаза, развитие сенсорики.
Комплектация:
Обучающий коммуникатор со съемными символами 75,5х15,5х9,5 см
Игра ""Крестики-нолики 40х24,5х27 см
Подушка с вибрацией 36х24,5х9 см
Сенсомоторная труба 34х5 см Конструктор-коммуникатор 31x23x8 см Настенный
коммуникатор 17,5х22 см
Утяжеленный коврик 25х45 см
Массажер 11,5x7,5х7,5 см
МассажерTwisty 124х4,5 см
Говорящий фотоальбом 17х22,5х3,5 см
А-СПЕКТР В комплексе 20 игр, основанных на прикладном анализе поведения. Занятия с
ними помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, запоминать предметы
окружающей среды, выделять значимые звуковые сигналы, снизить уровень тревожности,
развить навык "узнавания" объектов и другие навыки социально-бытовой жизни.
Комплекс предназначен для детей с РАС разного возраста и уровня развития, в том числе
для: неговорящих детей, детей, которые не понимают обращенной речи, детей с
нарушениями интеллекта и сенсорными расстройствами.
Планшет для sandart и цветотерапии Предназначено для развития сенсорнотактильного восприятия, мелкой моторики, хватательных рефлексов.
23
Комплектация:
Световой стол песочница на телескопических ножках. 3 кг песка для рисования.
Набор для занятий (Гребень, Набор трафаретов, Кисти).
Методика рисования на песке. Развивающие занятия (по QR-коду на гребне).
Маты с цветным гелем (в комплекте 6 штук). 6 матов, наполненных гелем
различных цветов. Обратная сторона имеет противоскользящую поверхность. При
давлении на мат жидкость внутри перемещается и образует меняющиеся цветовые
пятна, которые видны сквозь прозрачную поверхность мата. Оказывают
успокаивающее воздействие и помогают улучшить концентрацию внимания.
Максимальная нагрузка - 100 кг. Размер: 50 х 50 см.
"Многофункциональный комплекс Инклюзив 3 в 1 для детей с нарушениями ОПА
(ДЦП), зрения и слуха.
Обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и
печатной
информацией при помощи компьютера с установленным набором
специализированного программного обеспечения, а также специализированных устройств
ввода. Предназначен для индивидуальной работы с детьми, имеющими как комплексные
так и отдельные нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха и
речи.
Комплектация:
1. Встроенный моноблок с диагональю 21,5 Стол – трансформер
2. Электронный видео увеличитель Лупа с подсветкой Радиосистема ""Радио класс""
3. Джойстик с набором выносных кнопок
4. Клавиатура с большими кнопками и разделяющей насадкой
5. Специализированное ПО
6. Воздушно-пузырьковые колонны - 2шт (маленькая и большая)
7. Угловой фибероптический занавес с пультом Д/У
8. Развивающий набор МОНТЕССОРИ 80 В 1
9. Д/и на развитие ВПР, мелкой моторики, Э.И 50 шт
Методическое обеспечение Программы
3.2
Диагностическое обеспечение
1.Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго. В диагностический комплект
Семаго входит:
Методическое руководство к Диагностическому комплекту психолога
«Интегративная психология» Москва, 2016. Методическое пособие - 1 шт.
Цветные прогрессивные матрицы Равена (параллельные формы) «КОГИТОЦЕНТР», 2018. Альбом стимульных материалов – 1 шт.
Диагностический Альбом. Для исследования особенностей познавательной
деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. М: АРКТИ, 2018. Набор
стимульных материалов с описаниями – 1 шт.
Предметная классификация (1 серия для детей 3-5 лет) Стимульные материалы - 25
карт (в упаковке).
Предметная классификация (2 серия для детей 5-8 лет). Стимульные материалы –
32 карты (в упаковке).
Предметная классификация (3 серия для детей 9-12 лет) Стимульные материалы 70 карт (в упаковке).
Методика Выготского-Сахарова (объемный вариант). Деревянные фигуры – 25 шт.
(в коробке).
24
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Стимульные
материалы – 30 карт (в упаковке).
Методика В.М. Когана. Стимульные материалы - 30 карт (в упаковке). 9А. Таблица
«Методика В.М. Когана». Таблица (вариант 5х5) - 1 шт.
Исключение предметов (4-й лишний). Альбом стимульных материалов - 1 шт.
Методика "Кубики Кооса". Стандартн. деревянные кубики - 9 шт. (в коробке).11А.
Набор узоров. Набор стандартн. узоров - 12 шт. (в упаковке).
Методика "Установление последовательности событий" Стимульные материалы
(общая упаковка).
А. 1 серия «Снеговик» - 3 карты. 12В. 2 серия «Клумба» - 4 карты.
С. 3 серия «Портрет» - 5 карт
D. 4 серия «Садовод» - 6 карт.
Методика «СОМОР». Альбом стимульных материалов – 1 шт.
Методика «Контурный С А Т - Н». Альбом стимульных материалов – 1 шт..
Методика «Тест Рука» (модифицированный вариант для детей 3-11 лет). Альбом
стимульных материалов – 1 шт.
Цветовой Тест Отношений (ЦТО) (модифицированный вариант для детей 4-10 лет).
Стимульные материалы - 8 карточек (в упаковке).
Методика «Эмоциональные лица». Стимульные материалы( Абстрактные
изображения, реаль.изобр. (девочки), реальн.изобр. (мальчики) - 17 карт (в
упаковке).
Бланки протоколов к методикам Комплекта, образцы бланков документации
психолога, методические рекомендации. CD-диск – 1 шт. (в боксе).
2.Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» (методическое
пособие и наглядные диагностические материалы).
3.Диагностики психологического климата в педагогическом коллективе.
Программно-методическое обеспечение
1.
Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей дошкольного
возраста. Конспекты занятий. «Детство-Пресс» 2014
2.
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при
подготовке к школьному обучению «Детство-Пресс» 2011
3.
Афонькина Ю.А. «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7
лет». Волгоград: Учитель, 2013
4.
Афонькина Ю.А, Борисова О.Е, Белотелова Т.Э. Развитие умения управлять собой.
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014
5.
Афонькина Ю.А, Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Москва
«Просвещение»
1995
6.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Москва,2015
7.
Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. СанктПетербург, 2012
8.
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы дошкольного возраста .СанктПетербург, 2012
9.
Анисимова Т.Б, Котелевская В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и
интеллекта в играх, тренингах, тестах. Фенинкс 2002
10.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004
25
11.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.
Москва 2005 12.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой
агрессивности. Санкт- Петербург, 2008
13.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль «Академия развития» 1997
14.
Быкова Е.А. Технология составления коррекционно-развивающих программ.
Шадринск 2014 15.Верещагина Н. В. «Программа психологического сопровождения в
ДОО» Санкт-Петербург, 2020
16.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию
дошкольника.Москва,2011
15.
Васильева Н.Н, Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.
Ярославль
«Академия развития» 1998
Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи. Санкт-Петербург «Речь» 2011
16.
Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для
дошкольников 4- 5 лет». Изд-во Речь, 2014г.
17.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик».
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет» Издво Речь, 2016г.
18.
Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих занятий для
дошкольников 5- 6 лет». Изд-во Речь, 2014г.
19.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик».
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет». Изд-во Речь
20.
Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...» Программы групповой
психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.
21.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет)Ярославль. «Академия развития» 2000
22.
Коноваленко С.В, Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и
социализация детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»
2011 23.Кипнис М . Тренинг креативности. Москва.2005
24.
Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста .СанктПетербург «Детство-Пресс» 2012
25.
Капская А.Ю, Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей
.Изд-во Речь, 2008.
26.
Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного
возраста в условиях ДОУ .Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2013
27.
Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников.
Москва.2004
28.
Машталь О.Ю. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет.
Издательство «Наука и Техника» 2012
29.
Николаева Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших
дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2014
30.
Нартова-Бочавер С.К, Мухортова Е.А. Скоро в школу! «Глобус» 1995
31.
Невзорова Н.И. «Запоминай -ка» Коррекционно-развивающие занятия для детей 57 лет. Москва.2017
32.
Пазухина.И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010
33.
Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира
детей старшего дошкольного возраста .Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2013
34.
Сазонова Н.П, Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших
дошкольников в детском саду и семье. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010
35.
Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7
лет. Москва.2004
26
36.
Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с
детьми дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2012
37.
Спиридонова И.В, Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к
школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. Москва
«Скрипторий» 2011 38.Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе
(конспекты занятий + CD) Москва .2016
39.Шарохина В.Л. Работа педагога-психолога с родителями дошкольника. Москва. 2017
40.Шехова О.Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. Санкт-Петербург
«Речь» 2011
41.
Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для
дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2013
42.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с
детьми. Москва.2015
3.3 Особенности традиционных событий и мероприятий
Наименование
мероприятия
«Неделя психологии
в
детском саду»
Задачи
Краткосрочные проекты:
«Всемирный день улыбки»
(первая пятница октября)
«Всемирный день снега»
(предпоследнее воскресенье
января)
«Международный день
спасибо»
(11 января)
создать комфортную
психологическую атмосферу в
детском саду;
привлечь внимание к
профессиональной
деятельности педагогапсихолога ДОУ;
формировать интерес взрослых
к миру ребёнка, стремление
помогать ему в индивидуальноличностном развитии;
психологическое просвещение
родителей и педагогов ДОУ.
активизировать работу
учреждения с родителями
(законными представителями)
воспитанников через создание
социально-педагогической
среды «ребёнок-детский садсемья»;
формировать положительные
установки в воспитании детей;
способствовать установлению
доверительных отношений
между родителями и детским
садом.
27
Периодичност
ь проведения
2 раза в год
(октябрь,
апрель)
1
раз в
год
3.4 Годовой план
Цель работы - психологическое сопровождение интеллектуального и личностного
развития дошкольников, сохранение и укрепление их психологического здоровья.
Месяц
Работа с детьми
Работа с педагогическим
коллективом
Работа с
родителями
Сентябрь
Диагностика
психологической
готовности детей к
школе.
Коррекция ИОМ
Консультация
«Готовность детей к
обучению в школе».
Знакомство с
результатами
диагностики
Консультация для педагогов
«Условия эмоционального
благополучия детей в группе»
Изучение
психологического
климата.
Октябрь
Психологическая
акция «Подари
улыбку миру»
Стендовая
информация
«Играть с ребенком,
не отвлекаясь
от дел»
Психологическая минутка для
педагогов «Навстречу
хорошему настроению»
Оформление газеты
«Устами младенца»
Индивидуальная
работа
с родителями
в рамках
психологопедагогического
сопровождения
семей с детьми
с ОВЗ и детьмиинвалидами, семей
группы риска.
Коррекционноразвива
ющая работа
по запросам педагогов
и родителей, по
результатам
диагностики.
День улыбки (по плану)
28
Ноябрь
Психологическая игра
«Заколдованное
сердце»
Консультация «Психология
в картинках. 10 мам, которые
потрясли мир»
Психологическая игра
«Радуга настроений»
Клуб будущего
первоклассника.
«Память и способы
ее развития»
Стендовая
информация
«Какие фразы ранят
детскую психику»
Мастеркласс «Волшебные
превращения»
Детскородительский
игротренинг
занятие «Ярмарка
эмоций».
Плакат
«Удивительный
мир психологии».
Неделя психологии (по плану)
Декабрь
Работа с
коррекционными
группами; занятия по
развитию
познавательной сферы
дошкольников.
Клуб успешного педагога.
Тренинг для воспитателей:
«Психолого-педагогическое
сопровождение
гиперактивных
дошкольников».
1.Клуб будущего
первоклассника.
«Мышление
ребенка»
Диагностика
тревожности
«Домики» Ореховой
О.
Январь
Отслеживание
динамики развития
детей в процессе
развивающих занятий.
Мероприятия , посвященные Дню снега, Международному дню «Спасибо», Дню
детских изобретений (по плану)
Февраль
Экспресс-диагностика
Павлова, Руденко (ст.)
Клуб будущего
первоклассника.
«Память и способы
ее развития»
29
Стендовая
информация
«Воспитание
мальчиков и
девочек в семье»
Март
Консультация «Особенности
работы с леворукими
детьми».
Клуб будущего
первоклассника.
« Эмоциональноволевая готовность
ребенка к обучению
в школе»
Неделя психологии (по плану)
Апрель
Экспресс-диагностика
Павлова, Руденко
(подг)
1. Клуб успешного педагога.
Ярмарка педагогических
идей «Достижения
молодых» (презентация
опыта работы молодых
педагогов: сообщения,
выставки, видеогалерея
работ и др).
Май
Клуб будущего
первоклассника.
«Умение ребенка
общаться – залог
успешного и
безболезненного
вхождения в
школьную жизнь»
Стендовая
информация
«Игрушка как
средство развития и
обучения ребенка»
Интеллектуальное кафе (по плану), Неделя игры и игрушки
Всероссийский фестиваль Игры 4D(дети двор дружба движение)
30
31