1
СОДЕРЖАНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Актуальность программы
4
1.3. Адресность программы
6
1.4. Цели и задачи
6
1.5. Принципы и подходы
7
1.6. Планируемые результаты реализации программы
8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Программы
9
2.2.
Система мероприятий взаимодействия с родителями (законными
представителями)
10
2.3.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников с ОВЗ
18
2.4. Формы организации взаимодействия с родителями
18
2.5. Сферы ответственности, основные права и обязанности
участников программы
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
20
3.1. Кадровые условия реализации Программы
22
3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
23
3.3. Список литературы
23
2
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка
Программа просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих МА
ДОУ №46 (далее Программа) разработана с целью организации психолого- педагогического
просвещения родителей (законных представителей) и повышение психолого-педагогической
и методической компетенций родителей (законных представителей).
Программа просвещения опирается на принципы государственной и региональной
политики в сфере образования, соотносится с приоритетами и стратегическими задачами,
выделенными в государственных документах международного, федерального и
регионального уровней.
Главными основаниями для разработки Программы стали нормативные документы:
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2017-2025 гг.;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124-ФЗ от 23.06.1998 г.
в ред. от 02.12.2013 № 328-ФЗ;
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении
государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025г.);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов
• Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года.
• Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»
• ФЗ № 223 «Семейный кодекс Российской Федерации».
3
• Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями);
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
• Устав детского сада.
Программа определяет содержание и организацию деятельности дошкольной
образовательной организации (далее – ДОО) по направлению просвещения родителей детей
и обеспечивает построение целостного процесса для эффективного взаимодействия ДОО и
семей с детьми, способствующего созданию условий развития для детей, открывающих
возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, для профилактики возникновения социальных рисков и
построению успешных детско-родительских взаимоотношений.
1.2. Актуальность
Актуальность просвещения обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и
общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в
семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия
и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития
личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в
человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его
становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый
социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость
существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство
человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и,
следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её
воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах
взаимодействия семьи и ДОО в образовательном процессе.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей
семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие
проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами
диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности
родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм
образования.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья,
сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении:
некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка, незнание
родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения
и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение
4
контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны
социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило,
ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и
поддержка.
Родители нуждаются в знаниях, необходимых в обучении и воспитании детей,
специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и
специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и
понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать
необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника, в том числе с
ОВЗ.
Проблема психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающих ребенка с в
настоящее время в разряде самых актуальных. Актуальными оказываются анализ, обобщение
и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития
личности ребёнка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания,
самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.
Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многое и, потому что все
родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном
сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей
можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью
удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Чтобы оно было продуктивным,
конструктивным, продумана определенная система работы с родителями воспитанников.
Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и
теоретической и осуществляться систематически. В этой связи одним из важных
направлений в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья, повышения уровня родительской компетентности в вопросах
воспитания и обучения дошкольников возникла необходимость разработки и реализации
программы.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских
отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение
родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое
здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными
представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОО лежат
конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи,
гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры,
ценности истории, экологические ценности).
1.3. Адресность программы
Программа рассчитана на просвещение родителей (законных представителей) детей,
посещающих МА ДОУ №46 в возрасте от 1,5 до 7 лет.
1.4. Цели и задачи
5
Программа психолого-педагогического просвещения родителей содержит курс
психологических знаний для родителей (законных представителей), целью которого
является создание условий для психологического просвещения родителей и повышения их
психолого-педагогической компетентности, обеспечивающих развитие детей дошкольного
возраста, в том числе детей с ОВЗ, коррекцию и компенсацию особенностей развития,
посредством повышения коррекционно-развивающего потенциала семьи.
Задачи просвещения родителей:
• содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных,
мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);
• профилактика рисков возникновения особенностей развития у детей раннего возраста;
• формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
• пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
• содействие развитию навыков родительского самообразования;
• содействие формированию способности к осознанному выбору траекторий развития
детей и средств обеспечения реализации таких траекторий;
• помощь в поиске ответов на возникающие вопросы в области реализации своей
родительской позиции;
• содействие осознанию потенциала и рисков выбираемой стратегии воспитания и
образования своих детей, последствий собственных действий;
• выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
• разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
• профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
• повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
• пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;
• повышение мотивации родителей к участию в общественно-государственном
управлении образовательными системами.
1.5. Принципы реализации Программы просвещения родителей
Взаимодействие ДОО с родителями детей дошкольного возраста строится на следующих
принципах:
• ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и
интересы;
• учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;
• учет личного опыта родителей;
• доверительность отношений;
• партнерство, диалог;
• конфиденциальность в общении.
С целью повышения эффективности реализации форм и методов просвещения родителей
необходимо учитывать принципы образования взрослых (Д. Белл, М.Т. Громкова, С.И.
Змеев, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Соколовская и др.):
• приоритет самостоятельного образования;
• совместная деятельность;
• интеграция опыта;
• обогащение опыта творческой деятельности;
• практико-ориентированность;
• элективность образования;
• использование активных форм обучения;
6
• развитие образовательных потребностей;
• индивидуализация образования и др.
Отбор материала для мероприятий должен проходить в соответствии со следующими
условиями:
• родительское образование базируется на практико-ориентированном (от запроса
родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических
особенностей личностного развития ребенка;
• материал должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их
запросам;
• учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру
программы, способствовать решению обозначенных в ней задач;
Программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность
использования содержания, форм и методов работы на занятии.
Отличительной особенностью Программы просвещения родителей является
компетентностный подход, включающий повышение уровня родительских компетенций
(таблица 1).
Таблица 1
- повышение качества действий родителей,
Педагогическая
обеспечивающих эффективное решение задач, связанных с
компетентность
воспитанием и развитием ребенка в условиях семьи с
учетом его возрастных и личностных особенностей.
Психологическая
компетентность
- повышение качества действий родителей,
обеспечивающих эффективное решение психологических
проблем и типичных задач, возникающих в реальных
ситуациях семейной жизни и детско-родительских
отношениях;
-овладение родителями основами психологических знаний
о возрастных особенностях развития ребенка,
формировании личности, развитии способностей детей;
Коммуникативная
компетентность
- создание родителями благоприятной психологической
среды для развития личности ребенка с использованием
жизненного опыта, основ психологических знаний,
общепризнанных ценностей.
- владение навыками общения с ребенком;
- повышение качества действий родителей,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с детьми и
другими членами семьи;
- владение коммуникативными навыками, умениями
грамотно разрешать семейные конфликты и напряженные
ситуации;
- повышение уровня коммуникативной культуры, в т.ч. в
детско-родительских отношениях.
7
Информационная
компетентность
- повышение информационной компетентности родителей,
обеспечивающей эффективное восприятие и оценку
информации, поступающей в информационное
пространство семьи из средств массовой информации, книг
и других источников;
- отбор и синтез информации в соответствии с системой
приоритетов, ориентированных на физическое и
психическое здоровье ребенка;
- владение навыками информационной этики.
Правовая
компетентность
- повышение правовой грамотности родителей,
обеспечивающей высокий уровень правовой культуры в
семейной жизни и детско-родительских отношениях,
основанный на знании международного, российского и
областного законодательства, регулирующего
общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты
прав ребенка, образования.
В основе программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия
взрослых с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок, и родитель в
равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой
в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность.
Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством
сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как
способность к самореализации, творческому росту и инициативности как форм выражения
отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
1.6. Планируемые результаты реализации программы
В результате реализации просветительской работы, родители обучающихся будут
- понимать, что семья – важнейший фактор успешности и благополучия ребенка, что
ответственный родитель – это родитель, который принимает, понимает ребенка, охраняет и
воспитывает его, а также демонстрирует социально одобряемые образцы поведения;
- знать возрастные особенности детей, особенности воспитания и развития детей
соответственно их возрасту; основы профилактики жестокости и агрессивности детей и
взрослых; приемы разрешения сложных конфликтов в семье;
- уметь анализировать поведение детей и взрослых в семье, выбирать наиболее подходящие
действия в различных ситуациях общения с ребенком, грамотно вести профилактику
вредных привычек и склонностей;
- владеть позитивно-эмоциональным восприятием своих детей, умением грамотно строить
диалог с ними.
8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Для организации просвещения родителей предусмотрены направления:
Диагностикоаналитическое
направление
Коммуникативно
- деятельностное
направление
Просветительское
направление
Информационное
направление
Консультационное
направление
Диагностико - аналитическое направление - изучение семьи, выяснение
образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ и предпочтений родителей (законных
представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа с
родителями в рамках диагностического блока начинается с запроса родителей и заполнения
анкет. Другими способами получения информации являются: беседы, опросы, «телефоны
доверия», «почтовые ящики» и другие.
Коммуникативно-деятельностное направление включает в себя просветительское и
консультационное направления. Они направлены на повышение педагогической культуры
родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Просветительское направление не просто информирование родителей, а
формирование у них навыков, ценностных установок, опыта и компетенций, то есть позиции
осознанного, ответственного и компетентного родительства.
Консультационное направление как часть взаимодействия педагогов и родителей,
которое включено в образовательный процесс, направлено на адресную помощь родителям в
решении какой-то конкретной задачи воспитания и развития ребенка.
Информационное направление- пропаганда и популяризация опыта деятельности
ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, официальная группа в
ВКонтакте, группы в социальных сетях).
Взаимное уважение и доверие составляет основу эффективного взаимодействия
педагогов и семьи. Главное в этом процессе: видеть родителей не в позиции наблюдателей,
слушателей, зрителей, а активных, инициативных, по-родительски ответственных,
заинтересованных жизнью ребенка в детском саду.
9
2.2. Система мероприятий взаимодействия с родителями
Система мероприятий взаимодействия с родителями по вопросам организационной и
административной деятельности детского сада
Форма и содержание взаимодействия
Сбор информации:
- согласие/отказ (информированное
добровольное согласие на медицинское
вмешательство
или
отказ
от
медицинского вмешательства, согласие
на обработку персональных данных
родителя и детей, на логопедическое
сопровождение ребенка и т.п.);
- заявления (о праве забирать ребенка из
детского сада, о предоставлении мер
социальной поддержки).
Общее собрание «Основные задачи
образовательной и административнохозяйственной работы МА ДОУ на
2024/2025 учебный год»
Срок
Сентябрь
Сентябрь
Обновление
информационных
По
стендов, публикация новой информации необходимости,
на сайте детского сада и в официальной
но не реже 1
группе в ВКонтакте по текущим
раза в месяц
вопросам.
в течение года
Обеспечение персональных встреч
с администрацией детского сада.
Обеспечение
рассылки
информации по текущим вопросам и
общение
в
родительских
чатах,
создание
образовательного
пространства на базе Сферум для
установления
защищенных
коммуникаций
образовательного
процесса.
по запросу
в течение года
Ответственный
Заведующий
Заведующий
старший воспитатель
педагог- психолог
старший воспитатель
ответственный за ведение
группы ВКонтакте
ответственный за сайт
Заведующий
воспитатели групп,
ответственный за Сферум
10
Система мероприятий взаимодействия педагога-психолога с коллективом и
родителями (законными представителями)
Объект
деятельности
Срок
Содержание работы
Формы работы
Младший возраст
Родители
Сентябрь
Октябрь
в течение года
по запросу
Расширение знаний
родителей в области
детско-родительских
отношений
Привлечение родителей к
участию в жизни группы и
ДОУ
Индивидуальные
консультации по
запросам
Подбор литературы
и методических
материалов по
вопросам
воспитания и
развития
Посещение
родительских
собраний с целью
ознакомления с
особенностями
данного возраста.
Педагоги
В течение года
и по запросу
Выработка практических
навыков по
взаимодействию с детьми и
их родителями.
Овладение приемами
саморегуляции в целях
профилактики
профессионального
выгорания.
Индивидуальные
консультации по
запросам
Подбор литературы
и методических
материалов по
вопросам
воспитания и
развития
Участие в ППк и
совещаниях на
группах
Средний возраст
Родители
Сентябрь
Октябрь
в течение года
и по запросу
Повышение родительской
компетентности
Решение проблем в
отношениях с ребенком
Расширение знаний
родителей в области
детско-родительских
отношений
Привлечение родителей к
участию в жизни группы и
ДОУ
Проведение
консультаций и
мастер-классов для
родителей по
актуальным
вопросам развития и
воспитания
Индивидуальные
консультации по
запросам
Подбор литературы
11
и методических
материалов по
вопросам
воспитания и
развития
Посещение
родительских
собраний с целью
ознакомления с
особенностями
данного возраста
Педагоги
В течение года
и по запросу
Выработка практических
навыков по
взаимодействию с детьми и
их родителями
Овладение приемами
саморегуляции в целях
профилактики
профессионального
выгорания
Индивидуальные
консультации по
запросам
Подбор литературы
и методических
материалов по
вопросам
воспитания и
развития
Участие в ППк и
совещаниях на
группах
Старший возраст
Родители
Сентябрь
Октябрь
в течение года
и по запросу
Оказание психологической
поддержки родителям в
процессе обучения детей
ДОУ, обогащение
психолого-педагогических
знаний о воспитании детей
Выступление на
родительских
собраниях, круглых
столах, мастерклассах по
актуальным
вопросам развития и
воспитания
Индивидуальные
консультации по
запросам
Посещение
родительских
собраний с целью
ознакомления с
особенностями
данного возраста
Анкетирование
родителей
Педагоги
в течение года
и по запросу
Выработка практических
навыков по
взаимодействию с детьми и
Участие в
педагогических
советах, рабочих
12
их родителями
совещаниях
Индивидуальные
консультации
Подготовительный к школе возраст
Родители
Сентябрь
Октябрь
в течение года
и по запросу
Март
Педагоги
В течение года
и по запросу
Поддержание инициативы
родителей в поиске новых
психолого-педагогических
знаний о воспитании и
обучении
Организация помощи
ребенку со стороны
родителей по подготовке к
школе
Консультации по
подготовке к школе
Выступления на
родительских
собраниях о
перспективах
школьного
обучения,
предоставление
рекомендаций по
помощи ребенку в
адаптации к
школьному
обучению
Анкетирование
родителей
Организация помощи
детям, недостаточно
готовым к школьному
обучению
Профилактика
профессионального
выгорания
Игровые
упражнения на
педагогических
советах в рамках
«Страницы
психолога» - поиск
эмоционального
резерва для
повышения
эффективности
работы
Учет
индивидуальных
особенностей
ребенка для
оптимальной
подготовки к школе
Особые дети (ментальные нарушения)
Родители
Сентябрь
Октябрь
в течение года
и по запросу
Психолого-педагогическое
просвещение родителей
Оказание психологической
помощи родителям в
процессе обучения и
воспитания
Оказание психологической
Выступления на
родительских
собраниях, круглых
столах, мастерклассах
Подбор
методической
13
Педагоги
В течение года
и по запросу
поддержки родителям
Профилактика
эмоционального выгорания
Организация помощи
ребенку со стороны
родителей
Оказание психологической
поддержки
Профилактика
эмоционального выгорания
Выработка
индивидуального маршрута
для каждого ребенка
литературы
Индивидуальные
консультации по
запросам
Индивидуальные
консультации по
запросам
Участие в ППк на
группах
Система мероприятий по взаимодействию педагогов
с родителями (законными представителями)
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
• Проведение социально- демографического
Изучение семьи и
анкетирования родителей
семейного опыта
• Анкетирование родителей «Каков Ваш ребенок» (по
вопросам индивидуальных особенностей детей, их
интересов, возможностей, любимых игр).
• Наблюдение за общением детей и родителей
• Беседа с родителями об индивидуальных особенностях
их детей.
• Получение письменного согласия родителей на
проведение оздоровительных процедур, на работу
специалистов с ребенком.
Педагогическое
просвещение родителей
• Оформление информационных материалов для
родителей (уголок для родителей).
• Ознакомление родителей с антропометрией.
• Ознакомление родителей с графиком работы
специалистов в детском саду.
• Приглашение родителей на общее собрание
«Основные задачи образовательной работы ГБДОУ на
2024/2025 уч. год»
• Приглашение родителей на групповое собрание
«Актуальные проблемы развития и коррекционной
работы в группе 2024/2025 уч. год»
• Материал в папке передвижке: «Адаптация ребенка в
детском саду», «Почему дети сорятся?», «Развиваем
внимание и мышление», «Родители, формирующие
застенчивость», «Покупаем конструктор», «С чего
начинается Родина? Где я живу?» и др., памятка
«Возрастные особенности детей данного возраста» (в
зависимости от возрастной группы)
• Индивидуальное консультирование родителей по
14
вопросам адаптации детей в детском саду,
требованиям к одежде и обуви детей
в группе и на
улице, по правилам проведения логопедической
гимнастики дома, об успехах детей в детском саду.
• Информирование родителей о состоянии здоровья,
развития ребенка, по организационным вопросам,
культурно-досуговым мероприятиям дополнительным
услугам.
• Консультирование родителей по вопросам воспитания,
развития ребенка и по запросу родителей..
• Приглашение родителей на открытые занятия, мастерклассы
Совместные мероприятия
детей и родителей
• Приглашение родителей на вечер досуга «В гостях у
осени»
• Участие родителей в оформлении групп и
музыкального зала к осеннему празднику.
• Создание фотоальбома «Моя семья»
• Празднование дней рождения детей.
• Участие родителей и детей в выставке поделок
«Осенняя фантазия»
• Участие в акциях и в конкурсах, посвященных
профилактике ДДТТ
• Участие в субботнике по уборке листьев на участке.
• Выставка продуктов детского творчества
• Индивидуальные консультации
специалистов детского сада (дефектолог, логопед,
педагог-психолог)
Другие формы работы
2 квартал (декабрь, январь, февраль)
Изучение семьи и
семейного опыта
Педагогическое
просвещение родителей
• Анкетирование по теме «Растим петербуржца»
• Приглашение родителей для обмена опытом по
вопросам воспитания детей.
• Приглашение родителей на родительское собрание:
«Задачи воспитательно- образовательнокоррекционной работы на второй период»
• Приглашение на открытые мероприятия
• Консультации для родителей: «Уроки этикета», «Как
устроить праздник дома»
• Индивидуальное консультирование родителей по
вопросам тревожности
детей, страхов.
• Материал в папке-передвижке: «Как в игре развить
ребенка», «Почему ребенка не принимают в игру?»,
«Как разглядеть талант в своем ребенке?»,
«Воспитываем по-разному мальчиков и девочек»,
«Сооружения из снега», «Строим из снега»,
15
«Профилактика пожаров в период новогодних
праздников»,
• Информирование родителей о состоянии здоровья,
развития ребенка, по организационным вопросам,
культурно-досуговым мероприятиям.
• Консультирование родителей по вопросам воспитания,
развития ребенка.
Совместные мероприятия
детей и родителей
Другие формы работы
• Участие родителей в украшении группы и зала к
новогоднему празднику.
• Участие в акциях и в конкурсах, посвященных
профилактике ДДТТ
• Празднование масленицы.
• Участие в конкурсе Самый креативный блин».
• Акция «Давайте делать добрые дела».
• Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная
семья».
• Участие в создании «Книги памяти детского сада» (ко
дню победы)
• Выпуск семейной газеты «Веселый Новый год»
• Привлечение родителей к участию в конкурсе
«Этот праздник Новый год»
• Выставка продуктов детского творчества.
• Индивидуальные консультации специалистов детского
сада.
3 квартал (март, апрель, май)
Изучение семьи и
семейного опыта
Педагогическое
просвещение родителей
• Анкетирование «Ваше мнение о работе детского сада»
• Приглашение родителей на групповое родительское
собрание «Результаты образовательной работы за
2024/2025 уч. год.»
• Материал в паке передвижке «Осторожно,
насекомые», «Осторожно, животные», «Лето тоже
может быть опасным», «Не надо ставить условий»,
«Как выбрать школу для своего ребенка», «Через игру
к безопасности детей», «Как поиграть с ребенком на
улице», «Готовность ребенка к школе»
• Информирование родителей о состоянии здоровья,
развития ребенка, по организационным вопросам,
культурно - досуговым мероприятиям
• Встреча с родителями «Ребенок и компьютер»
• Беседа с родителями «Закаливаем детей в летний
период»
• Консультирование родителей по вопросам воспитания,
развития ребенка.
16
Совместные
мероприятия детей и
родителей
• Приглашение родителей на праздник «8 марта».
• Участие в проектах
• Участие в творческих конкурсах
• Участие в акциях
Другие формы работы
• Выставка продуктов детского творчества.
• Индивидуальные консультации специалистов детского
сада (дефектолог, логопед, педагог-психолог)
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями дошкольников с ОВЗ
В условиях работы с детьми с ОВЗ перед педагогическим коллективом встают новые
задачи по взаимодействию с семьями обучающихся, так как их родители (законные
представители) также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.
Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей,
привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, т.к. только
в процессе совместной деятельности ДОО и семьи удается максимально помочь ребенку в
преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач программы требуется тщательное планирование действий
педагогических работников и крайняя корректность при общении с семьей.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием
различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители
(законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых
социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
Укрепление и развитие взаимодействия ДОО и семьи обеспечивают благоприятные
условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной
личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие,
образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Еще раз можно подчеркнуть главным во взаимодействии с родителями (законными
представителями) является вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по
отношению к собственному ребенку. Это обеспечивается:
- выработкой у педагогических работников уважительного отношения к традициям
семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в
вопросах воспитания ребенка;
- внедрением эффективных технологий сотрудничества с родителями (законными
представителями), активизацией их участия в жизни детского сада.
- созданием активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- повышением родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения
обучающихся.
2.4. Формы организации взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Коллективные формы взаимодействия
• Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОО 3 раза в год, в
начале, в середине и в конце учебного года.
17
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционнообразовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими
организациями, в том числе и социальными службами.
• Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями
групп не реже 2-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
• «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОО в апреле для родителей
детей, поступающих в ДОО в следующем учебном году.
Задача: знакомство с ДОО, направлениями и условиями его работы.
• Проведение детских праздников и досугов. Подготовкой и проведением праздников
занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью.
Индивидуальные формы работы
• Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов,
психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы ДОО.
• Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по
плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и
воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
• «Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация и психолог.
Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
Задача: оперативное реагирование администрации ДОО на различные ситуации и
предложения.
• Родительский час. Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один
раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,
разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в
домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы,
тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе
развития ребенка.
Формы наглядного информационного обеспечения
• Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и
передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например,
18
«Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как
выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка
дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в
ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
• Выставки детских работ. Проводятся по плану образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего
ребенка.
• Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы
подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2-3 раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих
детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в
домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и
воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена
должностными инструкциями.
Проектная деятельность
• Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных
детско-родительских проектов (несколько проектов в год).
Задачи: активная совместная экспериментально- исследовательская деятельность
родителей и детей.
Опосредованное интернет-общение.
• Создание интернет-пространства группы детского сада в ВКонтакте, отдельно каждой
группы в ВКонтакте, на сайте детского сада, создание образовательного пространства на базе
Сферум для установления защищенных коммуникаций образовательного процесса.
Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если
ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и
быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания,
получить ответы по интересующим вопросам.
При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который
изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.
2.5 Сферы ответственности, основные права и обязанности
участников Программы
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей:
19
- родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии
своих детей;
- родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед
всеми другими лицами.
Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Ст. 38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и
воспитывать их - https://konstitutsiia.ru/38 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273fz/st-44.php
Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156 – неисполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнихhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48c6
58ebf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
- Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:Ст. 54.
Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ст. 56. Право
ребенка на защиту:
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки
стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
и
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st41.php
Статья43.Обязанности иответственность обучающихся- https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii273-fz/st-43.php
- Декларация прав ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml;
- Конвенция ООН о правах ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.sht ml;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности и ответственность педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii273fz/st-47.php
20
- Статья 48. Обязанности
и
ответственность
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
педагогических
работников
-
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровые ресурсы
Руководитель ДОО организует информационную кампанию о деятельности
(сотрудничество с образовательными организациями, детскими
поликлиниками,
организация
размещения
рекламных
продуктов (брошюры, листовки) для ознакомления родителей
о предоставляемых услугах, создание и обновление сайта, и
т.п.).
своевременно знакомит родителей (законных представителей)
с законодательными и иными нормативными правовыми
актами, локальными нормативными актами;
организует работу среди родителей (законных представителей)
по вопросам воспитания и обучения детей в семье,
способствует пропаганде педагогических и гигиенических
знаний;
в целях эффективной реализации Программы создает условия
для профессионального развития педагогических кадров, в т.
ч. их дополнительного профессионального образования.
Старший
Обеспечивает
предоставление
всех
необходимых
воспитатель
содержательных материалов, изучение всеми участниками
документов, проведение семинаров и совещаний с
участниками в рамках инструктивно- методической работы на
опережение, распространение опыта участников, оказание
консультативной и методической помощи;
организует педагогическое просвещение родителей (законных
представителей), направленное на их обучение, организации
воспитательного процесса в условиях семьи;
разрабатывает методические рекомендации и проводит
консультации
для
родителей
(законных
представителей).
Воспитатель
готовит информационные проекты по просвещению родителей;
проводит развивающие занятия на основе индивидуальных
особенностей развития детей, направленные на обучение
родителей организации воспитательного процесса в условиях
семьи;
разрабатывает методические рекомендации и проводит
мероприятия для родителей (законных представителей) детей,
по вопросам организации образовательного и
воспитательного процесса дома
21
Педагог-психолог разрабатывает методические рекомендации и проводит
мероприятия для родителей (законных представителей)
организует консультативно - просветительскую работу
по вопросам детско-родительских отношений;
проводит индивидуальную диагностику семьи с целью
определения необходимых вопросов для изучения.
Учитель-логопед
Инструктор
по физической
культуре
Музыкальный
руководитель
разрабатывает методические рекомендации и проводит
мероприятия для родителей (законных представителей);
организует консультативно-просветительскую работу с целью
ознакомления родителей (законных представителей) с
методами и приемами, корректирующим речевые нарушения
ребенка, знакомит родителей с речевыми играми и
упражнениями.
организует консультативно-просветительскую работу по
вопросам физического воспитания, профилактики нарушений
осанки и плоскостопия;
разрабатывает методические рекомендации и проводит
мероприятия для родителей (законных представителей).
организует консультативно-просветительскую работу по
вопросам воспитания музыкальных способностей у детей;
разрабатывает методические рекомендации и проводит
мероприятия для родителей (законных представителей).
3.2. Описание
материально-технического
обеспечения
Программы
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в
помещениях ДОО (музыкальный и физкультурный залы, бассейн, групповые комнаты,
кабинеты специалистов) с использованием имеющегося оборудования и технических средств
(персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и
разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и
разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательной
организации, подготовка и распространение информационных и консультационных
материалов посредством оформления буклетов, памяток.
3.3 Список рекомендуемой литературы
Перечень литературы для родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста:
22
1. Айрес, Э.Дж. Ребѐнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.
Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2017.
2. Арнаутова Е.П. Сама в садик я ходила. Проблемы выбора. Семья, няня, гувернер, детский
сад / Е.П. Арнаутова К.Р. Овсепян. Л.А. Парамонова и др. – М.: Карапуз, 2011.
3. Баенская Е.Р. В пространстве материнских рук. Общение и игравзрослого с младенцем:
Книга для родителей / Е.Р. Баенская, И.В. Выродова. М.: Карапуз, 2004.
4. Безруких М. М. Профессии: Маленькая энциклопедия для взрослых / под ред. М. М.
Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: Ювента, 2001
5. Быкова А.А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!/ А. А. Быкова. – М.: АСТ,
2017.
6. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких: книга для родителей /
И.А. Выродова. – М.: Школьная Пресса, 2007.
7. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое
пособие / О. П. Гаврилушкина. – М.а: Дрофа, 2010.
8. Гатанова Н.В. Я иду в детский сад! от 0 до 3 лет / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.:
Литера, 2009.
9. Гинотт Х. Родитель – ребенок: мир отношений. – М.: Эксмо, 2012.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Издательство
АСТ, 2018.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:
АСТ, 2023.
12. Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Т. Гордон. – Екатеринбург: АРД
ЛДТ, 1997.
13. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство
для родителей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
14. Дмитриева В. Г. Большая книга счастливой семьи. Семья, где все счастливы / В.Г.
Дмитриева. – М.: Эксмо, 2022.
15. Доусон П., Гуар Р. Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка
и раскрыть его потенциал. – М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2014.
16. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка: Книга для родителей: Пер. с англ. / Дрейкурс Р.,
Золц В. – М.: Прогресс, 1986.
17. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015.
18. Дэвис С. Монтессори для малышей: полное руководство по воспитанию любознательного
и ответственного ребенка / Симона Дэвис; [перевод с английского Е. Косаревой]. – Москва:
Эксмо, 2020.
19. Жиянова П. Л. Дневник развития ребенка раннего возраста. – М.: Благотворительный
фонд «ДаунсайдАп», 2017.
20. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Речь,
2005.
21. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7
лет / Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013.
22. Как воспитывать умников и умниц. Советы родителям детей младенческого и раннего
возраста / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева, В.О. Кирюнина, Ю.А. Разенкова и др. / Под ред.
Ю.А.Разенковой. – Ярославль: Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети», 2011.
23. Керделлан К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних
взрослых / К. Керделлан, Г. Грезийон / Пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория,
2006.
24. Кипхард Э.Й. Как развивается ваш ребенок?: таблицы сенсомоторного и социального
развития. От рождения до 4-х лет / Кипхард Э. Й.; [пер. с нем. Л. В. Хариной]. - 4-е изд. —
Москва: Теревинф, 2016.
25. Костяк Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе: [книга для родителей] / Т. В.
Костяк. – М.: Академия, 2008.
23
26. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста. Методическое пособие
для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А.
Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.
27. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф
/ Пер. с англ. Леонида и Ирины Шарашкиных. – М.: Генезис, 2002.
28. Лепим, рисуем, творим…: игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Разенкова, Т.П.
Кудрина, Г.Ю. Одинокова, С.Н. Теплюк; под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса,
2010.
29. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно-методическое
пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / И.А. Лыкова,
Е.Д. Файзуллаева. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
30. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. - М.:
Генезис, 2010.
31. Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке, или Не руководство по детской психотерапии /
И.Ю. Млодик. – СПб.: Питер, 2004.
32. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему / И.Ю.
Млодик. – М.: Генезис, 2011.
33. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори. М.: Издат. дом
«Карапуз», 2014.
34. Овсепян К.Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации / К.Р. Овсепян. – М.: Карапуз,
2014.
35. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2008
36.Петрановская, Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. - М.: АСТ, 2020.
37. Разенкова Ю.А. Ребенок 2-3 лет. Советы родителям и воспитателям от ведущих
специалистов страны. Показания развития / Ю.А. Разенкова, Л.Я. Каневская, Т.П. Кудрина,
Л.Г. Голубева. – М.: Школьная Книга, 2020.
38. Ребенок от рождения до года: Пособие для родителей и педагогов /
Н.Н. Авдеева, И.А. Выродова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Ю.А. Разенкова
и др. / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
39. Ребенок второго года жизни: Пособие для родителей и педагогов /
Н.Н. Авдеева, И.А. Выродова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Ю.А. Разенкова
и др. / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
40. Ребенок третьего года жизни: пособие для родителей и педагогов /
авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.]; под ред. С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
41. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям:
Сборник / А.С. Русаков. – СПб: Речь, 2016.
42. Соколова Л.А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся /
Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. – 2010 г.
43. Фабер А., Мозлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети
говорили. – М.: Эксмо, 2013.
44. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетнодидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.: Сфера, 2014.
45. Фромм А. Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации. – М.:
Изд-во АСТ, 2017.
46. Черниговская Т. В., [исп.]. Человек растерянный - Homo Confusus и новая цифровая
реальность. - М., 2019.
50. Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного
возраста, посещающих дошкольные образовательные организации
http://imc-kirov.spb.ru/index.php/deyatelnost/docs/-4/-5/--78/--80/8167---824/file
Перечень литературы для педагогов дошкольного образования:
1. Авдеева Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко
24
взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и в доме ребенка) / Н.Н. Авдеева,
Н.А. Хаймовская // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 39-48.
2. Али М. Мой ребенок в первый год жизни: недоношенный, с задержкой развития, с
нарушениями? - СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. — 168 с.
3. Бахтигузина С. А. Связь сенсорного и речевого развития. Думаю, чувствую и говорю //
Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №4.
4. Безруких М. М. Профессии: Маленькая энциклопедия для взрослых / под ред. М. М.
Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: Ювента, 2001.
5. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003.
6. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Пер. с англ. – Екатеринбург,
2004.
7. Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования», 2022.
8. Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования», 2022.
9. Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания. Организация воспитательной работы в ноябре. – М.:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования», 2022.
10. Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания. Организация воспитательной работы в декабре. – М.:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования», 2022. – 42 с.
11. Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания. Организация воспитательной работы в январе. – М.:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования», 2023. – 30 с.
12. Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в ДОО и семье. Практическое руководство по
реализации Программы воспитания. Организация воспитательной работы с детьми 5–7 лет в
феврале. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023.
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 до 6. - М.,1992.
14. Гергокова, Е. В. Содержательный семейный досуг как средство духовно-нравственного
воспитания старших дошкольников / Е. В. Гергокова // Организация воспитательнообразовательного процесса в ДОУ. – 2015. – № 2.
15. Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Т. Гордон // Популярная педагогика.
– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
16. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых
игр детей 4-5 лет / Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,
2012.
17. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: учебное
пособие; под ред. Л.А. Головчиц. – М.: Логомаг, 2015.
18. Езопова С.А. Солнцева О.В. Образовательный проект как способ поддержки спонтанной
игры дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2019. - №11.
19. Зверева О.Л. Психолого-педагогическая поддержка семейного воспитания: учебнометодическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва: МПГУ, 2022.
20. Иванова И. В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика //
Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12.
21. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е.И. Изотова. - 2е изд., стер. – М.: Академия, 2009..
25
22. Карабанова
О. А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования. - М., 2004.
23. Карабанова
О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: учеб. пособие для студентов вузов, воспитанников по направлению и
специальностям психологии / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2004.
24. Карпова А. Э. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста // Межведомственный
подход к образованию детей с ограниченными
возможностями здоровья : сборник научных статей по материалам научно- практической
конференции, Москва, 10 декабря 2019 года – Москва: ПАРАДИГМА, 2019. – C. 88-9.
25. Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. – М.:
Практическая медицина, 2008.
26. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. – СПб.: Издательско- Торговый Дом «Скифия»,
2016.
27. Керре Н. Особенные дети. – Издательство «Альпина Паблишер», 2018.
28. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: учебно- методическое пособие / И. С.
Клецина, Е. В. Иоффе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
29. Кротова, Т.В. Пути взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка
раннего возраста к детскому саду / Т. В. Кротова, К. В. Монахова // Медработник
дошкольного образовательного учреждения. – 2020. – № 8.
30. Кузьмина А.С. Исследовательский проект «Волшебное чудо – снежинки». Для детей
старшей группы, педагогов и родителей / А.С.Кузьмина // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 1. –
С. 27–31.
31. Лазуренко С.Б. Организация надомного обучения дошкольников с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР): методическое пособие / С.Б. Лазуренко,
Н.Н. Павлова. – М.: ИНФРА-М, 2023..
32. Лазуренко С.Б. Ранняя психолого-педагогическая абилитация
детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Б. Лазуренко. – М.: Наука, 2022.
33. Лукьянова И. Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком. – М.:
Никея, 2022. – 416 с.
34. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста /
Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы
«Теремок». - Москва, 2018.
35. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О.
Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005.
36. Нечуговских М. И. Путешествие в Зеркальную страну: Познавательное занятие для
старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / М. И. Нечуговских //
Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 3. – С. 47–50.
37. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. Пер. с англ.
Н.Л. Холмогоровой. – Изд. 10. – М: Теревинф, 2019.
38. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 2005.
39. Павлова А.В. Воспитание детей раннего возраста с ОВЗ. О детях с трудностями
поведения. Метод. пособие / А.В.Павлова. – М.: ФГБНУ
«ИКП РАО», 2021.
40. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и
возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Изд-во НПО
«МОДЭК», 2000.
41. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. И.
Изотова [и др.]; под редакцией Е. И. Изотовой. – М.: Издательство Юрайт, 2023.
42. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. И.
Изотова [и др.]; под редакцией Е. И. Изотовой. – М: Издательство Юрайт, 2023.
26
43. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.Савиной, Е. О. Смирновой.
— М.: «Когито Центр», 2003.
44. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. – изд 2- е. – М.: Теревинф, 2018.
45. Семенова Л. Э. Гендерная психология: учебное пособие / Л.Э.Семенова, В.Э. Семенова. –
Москва: ИНФРА-М, 2023.
46. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. Высших педагогических учебных
заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /
Смирнова Е. О. — Москва: ВЛАДОС, 2006.
47. Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для
вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. .
48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000
49. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.;
Воронеж, 1998.
50. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика
и коррекция развития / Под общ. ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012.
51. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института
психотерапии, 2002.
52. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
53. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. Конфликтные дети. - М.: Эксмо. – 2009.
27